Магазин, где представлены эксклюзивные изделия, работает последние дни. Фото В. Бербенца
Магазин, где представлены эксклюзивные изделия, работает последние дни. Фото В. Бербенца

Стеклянная галерея убытков

Какое производство может потерять город

Северодвинск, ориентированный на производство военной техники и тяжелое машиностроение, удивит и потребительский рынок. Чего только не выпускает из перечня того, что входит в понятие товаров народного потребления. На закрытых режимных предприятиях делали мебель, эмалированную посуду, металлические кузова, хрусталь и даже научились огранке алмазов. Причем все это не по стандартам подвального производства. Оборонка привыкла держать марку качества.


Где купить хрустальные шахматы
О том, что у нас в городе есть магазин стеклянных изделий, где можно купить не только штампованные штофы, но и авторские работы, я узнала совершенно случайно. «Стеклянная галерея» — так называется торговая точка. Магазин — это громко сказано, так, небольшое помещение в проходной «Северного рейда» на К. Маркса, 46. Причем работает там последние дни. Не хочу делать рекламу, но я просто пожалела, что в тот момент спешила и ничего не купила. От выставленных образцов глаза разбегались. А цены — от 50 рублей за стандартный штоф до 7 тысяч за уникальные шахматы. Аналогичные были в свое время подарены Б. Ельцину.
Стекольное производство на «Северном рейде» было открыто 15 лет назад. Сегодня уже никто и не вспомнит, почему вдруг решили выбрать такой товар народного потребления. Морское приборостроение — и вдруг стекло, а еще и деревообработка. Все эти направления связывают с именем загадочно «исчезнувшего» после неожиданного выхода на пенсию не по своему желанию руководителя и депутата городского Совета Сергея Бармина. (Эта тема заслуживает отдельного разговора).

Презент для Ростроповича
Стекло — товар хрупкий и затратный. Кварцевый песок привозной, электроэнергия для печей, которые по технологии должны работать безостановочно, в нашем регионе дорогая. Правда, в то время еще ощущался на прилавках дефицит. Совершенно нетрадиционное на севере производство быстро освоили. Для раздува первой печи приглашали специалистов из Гусь-Хрустального. Потом, как рассказывают ветераны, приезжали законодатели хрустальной моды чехи в надежде открыть совместное производство.
Планам не суждено было осуществиться. Основной номенклатурой стала сувенирная продукция для ликеро-водочного производства. В винных магазинах России и ближнего зарубежья можно увидеть штофы северодвинского производства. А эксклюзивные наборы ручной работы выглядят как музейные экспонаты. Стекольная продукция использовалась в качестве представительских сувениров, руководство «Северного рейда» раздаривало их в качестве бренда предприятия высокому начальству. Гостей предприятия первым делом вели полюбоваться на стекло.
Говорят, что набор «Кремль» на одном из приемов в Москве увидел помощник Мстислава Ростроповича. Презент был в единственном экземпляре, но изделие так понравилось, что представитель маэстро вылетел в Архангельск, чтобы закупить партию. Эту историю я слышала от тех, кто стоял у истоков стекольного дела в Северодвинске. Такие воспоминания сегодня греют душу ветеранов на фоне того, что будущее цеха под большим вопросом. Собственно, вопроса уже никакого и нет. Производством интересуются покупатели. Одна из фирм хотела было приобрести помещения под склад, но по условиям продажи надо сохранить производство хотя бы на один год.

Судьба непрофильных активов
Когда я поинтересовалась у администрации «Северного рейда», какая судьба ждет стекольное производство, мне сказали, что о его продаже можно будет говорить, когда будут оформлены документы, появится договор. А пока все разговоры, которые витают вокруг «стеколки», это уровень слухов. Что соответствует действительности, так это экономический расклад: содержать цех невыгодно, расходы, которые доходят до 900 тысяч рублей в месяц, не покрываются доходами.
Производство считается убыточным. Кроме того, и непрофильно для оборонного предприятия. А что нужно делать с такими активами, указал президент Дмитрий Медведев. Если следовать слепо такому указанию, то, наверное, надо закрывать все, что не связано с кораблестроением и военной техникой на других предприятиях оборонки. На «Звездочке», как известно, даже ювелирные изделия выпускают — получали финансовую поддержку из бюджета на освоение огранки алмазов.
Еще недавно на К. Маркса, 46 трудились около 200 человек. Сейчас осталось 120, ситуация нестабильна. Начались сокращения, специалисты и сами увольняются. Сказать, что совершенно нет заказов, было бы несправедливо. Продукция северодвинских стекольщиков имеет спрос; ассортимент, в чем и сама убедилась, на все вкусы. Подкрепить бы производство маркетинговыми усилиями. Сейчас, к примеру, продукция стекольного производства идет на рынок Казахстана. Говорят, что есть спрос на нее в Белоруссии, северодвинцам в конце прошлого года предлагали контракт на большой объем стекла на Украину. Не хочется верить, что продажей здания, которое, как утверждают некоторые источники, бывшее руководство заложило в одном из банков, новые руководители пытаются залатать финансовую брешь.
Недавно одна из читателей нашей газеты по телефону задала вопрос: «Хочу купить в подарок северодвинский хрусталь. Где его продают? Раньше-то были севмашевские магазины...». Вопрос и нас озадачил. Сохранится ли «Стеклянная галерея», а с ней и эксклюзивное производство — тоже неизвестно.
Впрочем, многое, что связано с заводом «Северный рейд», последнее время вызывает вопросы. Продолжим тему в одном из ближайших номеров.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Стеклянная галерея убытков
Дата публикации: 30 января 2010

Автор(ы): Ольга Овчинникова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 542
Рубрика статьи: Бизнес

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia