- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Новый закон вышел, но тратить на продукты придется не меньше. Фото В. Бербенца
Новый закон вышел, но тратить на продукты придется не меньше. Фото В. Бербенца

Борьба за место на полке

Выиграет ли покупатель с появлением нового закона о торговле?

Автор Наталья Трофимова дата: 11 февраля 2010 @ 11:52 в Первая полоса | Нет комментариев

Новый закон касается в основном рынка продаж продовольственных товаров. Одно из нововведений — запрет на систему вознаграждений, которые поставщики раньше платили торговым сетям, чтобы их товар попал на прилавки. Раньше «бонусный» пункт мог содержаться в договоре на поставку продукции, но с
1 февраля это запрещено. Теперь торговым сетям разрешено брать с поставщика премии за большой объем проданной продукции (не более 10 процентов). Все организации должны привести договоры в соответствие с новым законом.
Оговоримся сразу: в нашем городе система бонусов была принята только в крупных торговых сетях. Возможно, законодатель предполагал, что, если появится запрет на вознаграждения, появятся другие методы конкуренции между поставщиками, например снижение оптовых и отпускных, а следом и розничных цен. А как на самом деле? Вот мнение одного из северодвинских производителей продуктов питания:
— Новый закон о торговле не помогает нам, производителям, стать ближе к покупателю. Мы все равно будем платить за то, чтобы попасть на прилавок. Только теперь нам предложат заключить дополнительный договор на маркетинговые услуги, где оговаривается сумма за продвижение продукции, то есть за то, чтобы товар попал в магазин. Нам выгоднее всего представлять товар в крупных сетях, поэтому мы готовы им платить. В среднем размер бонуса — от 6 до 10 процентов от оборота. Также нереально говорить о снижении оптовой цены на товар. У производителей растут издержки (транспортные расходы, коммунальные платежи, налоги), откуда же брать скидку? Если только работать себе в убыток.
И покупателю вряд ли придется платить меньше за привычные продукты, хотя в законе есть пункт о регулировании государством розничных цен. Правда, при одном условии: если за месяц цены на товар вырастут более чем на 30 процентов. Тогда правительство сможет установить предельную розничную цену на социально значимые товары на срок до 90 дней.
— Таких резких скачков на основные продукты в последние годы не случалось, — сообщила Татьяна Парфёнова, директор магазина «Луч». — Например, цены на молоко, хлеб, крупы уже в течение двух лет держатся примерно на одном уровне. Это «товары-маяки», которые привлекают покупателей в магазин, поэтому наценки на них минимальны. Прыгают цены на сезонный товар — фрукты, овощи, сахар, но до порога 30 процентов им очень далеко.
Ещё одно требование документа — если на розничную сеть приходится более 25 процентов от общего объема проданных товаров в регионе, она не сможет приобретать новые торговые площади и открывать на них новые магазины. Но, по мнению еженедельника «Бизнес-класс», для нас эта поправка неактуальна, так как крупных торговых сетей, которые бы приблизились к порогу доминирования, в регионе нет.
Получается, что закон, о котором так много говорили, не решает общих проблем торговли на местах, а в основном регулирует отношения между крупнейшими сетями и поставщиками и актуален в первую очередь для городов-миллионников.
Но есть надежда, что на насущные проблемы обратят внимание местные власти. Так, сейчас разрабатывается региональный закон, проект которого будет вынесен на сессию депутатов облсобрания весной. В нем будет учтен, например, такой больной вопрос, как доступность продукции сельхозпроизводителей для покупателя. Будут также установлены нормативы минимальной обеспеченности населения торговыми площадями. Северодвинск в этом отношении город богатый. По данным городской администрации, обеспеченность населения предприятиями торговли у нас около 180 процентов от норматива, то есть почти вдвое больше, чем необходимо северодвинцам. Соответственно и конкуренция между магазинами высокая.
Одно можно сказать точно: во время кризиса действует такой закон: покупатель ориентируется на более дешевый товар, чтобы хоть как-то удержать свои расходы в рамках доходов, которые не растут.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2010/02/11/borba-za-mesto-na-polke.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.