Фото В. Капустина
Фото В. Капустина

Курс на развитие

О настоящем и будущем Северодвинска размышляет бизнесмен Валерий Копейкин

Поводом для встречи с Валерием Евгеньевичем КОПЕЙКИНЫМ стал юбилей его компании «Интер», которой в этом году исполнилось 20 лет. Говорим мы о бизнесе, о перспективах развития.


— Валерий Евгеньевич, сейчас вы занимаетесь ломбардным бизнесом, сдаете в аренду свои помещения, а начинали как производственник. Почему не шьете рубашки, как раньше? Производство в нашем городе бесперспективно?
— Нет. Смотря что и как производить, как подойти к этому: в бизнесе же все просчитывается. Многое зависит от предпринимателя, никто не может убедить его в прибыльности или неприбыльности дела. Если он решил и верит в свою идею, то она будет реализована. Ведь подчиненные верить за него не будут, это у него внутри должна сидеть убежденность в своем деле, и тогда любая идея воплотится.
— А имеет ли смысл вообще оставаться в нашем городе? По последним статистическим данным, Северодвинск все так же стареет, люди из него уезжают. А вы почему все еще здесь работаете, не планируете уезжать?
— У меня таких больших планов нет. Если обстоятельства сложатся так, что мне нужно будет уехать, то поеду. Но бизнес свой я бросать не собираюсь. Где бы я ни жил, он в любом случае останется, и я буду приезжать. Это мой бизнес, я его выносил, выкормил.
В нашем городе с деньгами жить хорошо. Аэропорт в Архангельске — близко, самолеты сейчас даже за границу летают. Артисты к нам приезжают все, какие хочешь — на концерты можно сходить, в театр, культурно отдохнуть. У нас детей не крадут, как в Москве или Питере. Там же дети одни не гуляют, потому что их воруют.
Город у нас красивый, компактный. Столько производств можно открыть! Если привлекать инвестиции из других городов, стран в пустующие сейчас помещения, например Севдормаша, «Полярной звезды» и другие, Северодвинск будет развиваться. Во многих городах возведены на пустом месте заводы: автомобили собирают, телевизоры. Из Северодвинска можно сделать производственный город, в котором все работают. Тогда и деньги сюда стекались бы, если б здесь были производства, и люди бы зарплату достойную получали. А сейчас Северо-двинск живет за счет Севмаша.
— У нас хотят добиться статуса наукограда.
— Тоже хорошо. Это же статус федеральный и помощь федеральная.
Но северный коэффициент должен оставаться несмотря ни на что. Северяне должны знать, что они живут в сложных климатических условиях и получают за это от государства компенсацию. Раньше сюда люди за деньгами ехали, здесь и оставались. А сейчас наоборот уезжают, потому что не ценится их труд в сложных условиях. А статус наукограда надо получать обязательно, это же новые перспективы развития для Северо-двинска. Может быть, в этом поможет и новый федеральный университет, который хотят создать на базе наших вузов.
Я считаю, что для развития города его нужно снова сделать для людей привлекательным: например, возродить строительные кооперативы, когда люди, работая на заводе, могли построить себе квартиру. Если молодой человек знает, что он закончит втуз и будет работать на заводе за 30—40 тысяч, сможет участвовать в кооперативном строительстве и построить себе квартиру, он никуда из города не поедет.
А еще обязательно спорт нужно развивать. Обязательно! И такая программа должна быть комплексная. Нужно, чтобы информация о спортивных учреждениях города везде проходила и постоянно. Тот же «Северный рабочий» в каждом выпуске должен писать, какие у нас работают спортивные школы, их адреса, имена тренеров. Чтобы родители знали и детей отдавали в спорт.
Газеты, телевидение должны воспитывать идеологию в наших людях. Чтобы мы гордились нашей страной. И это тоже должно делаться в системе. У нас сейчас никакой идеологии нет, никто этим не занимается. А без идеологии нельзя, иначе зачем жить?
Чтобы стать цивилизованным государством, нужно, чтобы каждый человек сам в себе изменился. У нас же как: сигаретку выкурил, тут же ее бросил. Фантик конфетный, бутылку в водоканал. Страна-то во что превращается? А потом после нас придет поколение, которое будет весь этот мусор разгребать. Скажут: вот какие у нас дедушки были! Культура поведения вместе с идеологией должна воспитываться. Через каждую мелочь, через фантик конфетный.
Вы видели, какие у нас урны? Таких урн нет ни в одной стране мира. Ее задень — и она перевернулась, весь мусор разлетелся. Дворники потом ходят, снова все собирают. И живем в грязи. В Европе урны большие, в землю вкопаны, чтобы не утащили, с пакетами внутри, на каждом шагу стоят. Вот как культура поведения воспитывается. В Корее в 1994 году был и видел по телевизору социальную рекламу, которая учила мусор бросать в урны. У нас же подобные ролики только сейчас стали появляться.
Вот жилищно-коммунальные предприятия деньги с нас собирают — создали бы программу и заменили все урны. И люди на самом деле стали бы мусор кидать в аккуратные красивые урны.
— Может быть, если у нас появятся частные управляющие компании, так и будет?
— Возможно. Когда люди будут знать, что они отдают свои деньги на свой дом, что сами его содержат, может, и в подъездах гадить не станут, ответственность будут нести. Как предприниматели за рубежом: они не стесняются сами с лентяечкой пройти пол вымыть и окна в своем магазине например. Потому что знают: на себя работают. Там и бизнес, и государство в одном направлении идут: делают свою страну красивее, лучше. У нас не так.
Или еще пример: фонари на наших улицах. Нужно уже давно поставить лампы, которые на свет реагируют: светло — они потухли, темно — горят. И не надо тогда от человека зависеть, зарплату ему платить за то, чтобы он включал-выключал фонари. А в подъездах — лампы, реагирующие на движение, как во всем мире. Это же сначала надо сделать, а потом экономить. Президент Медведев сейчас о чем говорит: о сбережении электроэнергии. Мы не настолько богаты, чтобы за все это переплачивать.
— Это подсказка для нового мэра?
— С новой властью у меня связаны и новые надежды: есть проекты, которые давно хочу реализовать, но с предыдущей администрацией не получалось найти общий язык. Буду пытаться с этой.
Есть у меня одно наблюдение по работе управления архитектуры. Его нужно на хозрасчет перевести, чтобы они сами зарабатывали деньги для городского бюджета — проектировали здания. А то сейчас мы платим архитектору за проект, администрация и различные службы находят кучу замечаний, мы его переделываем, согласуем, и на все это уходит года полтора, что сильно тормозит и строительство, и развитие. А если бы они сами делали, то, может, в два-три месяца укладывались. И бюджету доход.
— Сами не планируете в мэры идти?
— Я сейчас член партии «Единая Россия». Чтобы баллотироваться в мэры, надо, чтоб политсовет меня утвердил. Если утвердит, то, конечно, я бы стал.
— А как оцениваете современный тандем городской администрации и Совета депутатов?
— Может, это и хорошо, лишь бы правильные решения принимали. Если у Путина собрана команда, которая решает вопросы, это же хорошо. Думаю, что нужно быть более открытыми, приглашать различные партии для обсуждения вопросов, к людям обращаться, чтобы их мнение узнать, и если так организовать работу, то это вообще замечательно будет.
Не все законы, которые принимают нынешние депутаты городского Совета и областного Собрания, я поддерживаю. Например, о за-прете торговать алкоголем в ночное время. Это приведет только к развитию теневого бизнеса, как при Горбачеве было в «сухой закон». На запрете никогда ничего положительного не происходило. Ведь есть поговорка: свинья грязи найдет. Этот закон никому пользы не принесет. Больше будут техническим спиртом торговать да водкой из-под полы.
— А закон о «комендантском часе»?
— А это, считаю, правильно. Я как педагог, бывший директор школы считаю, что дети гулять просто так не должны. Они могут под машину попасть, кто-то может их оскорбить, обидеть... Лишь бы этот закон выполнялся. А вообще я всегда поддерживаю то, что несет для города пользу.
— Считаете, ваш бизнес имеет социальное значение для города? Свой вклад вносите в благосостояние города?
— Мы ломбардами занимаемся, мы же людям выдаем деньги. Это кредиты по паспорту за несколько минут. В банке же столько волокиты, целую кучу бумаг надо оформить. Пусть это небольшие деньги, но они помогают людям. У нас бизнес рентабельный, а любая рентабельная вещь имеет оттенок социальности, полезности для города.
— Сейчас вы не входите в совет предпринимателей. Почему?
— У меня большая общественная нагрузка — я председатель родительского комитета в 14-й школе. И двое детей. Я много времени провожу с детьми: сын Илья — школьник и спортсмен, занимается плаванием, а младшей Аленке всего два года, и я стараюсь больше времени отдавать их воспитанию.
Беседовала Ольга КОЛЬЦОВА

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Курс на развитие
Дата публикации: 25 февраля 2010

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia