- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

ПОМОРСКИЙ РАКУРС

С «южной столицей», господа!

Автор Северьян Двинской дата: 10 марта 2010 @ 10:49 в Общество | Нет комментариев

А как отнеслись к появлению «южной столицы» в других городах, прежде всего в Котласе, который хоть официально и не наделяли столичным рангом, но традиционно считали главным городом на юге области? Старожилы в этой связи вспоминают в газете «Двинская правда», что перед финской войной была идея создать Котласскую область с выделением из Архангельской. Но реформа эта вширь не пошла, разве что передали несколько юго-восточных районов Архангельской области в состав соседней Кировской.
Когда в первом демократически избранном созыве областного Совета (1990 год) зашла речь о защите интересов периферийных городов и районов, возникло объединение народных избранников от юга области. Ядро его составили, конечно же, котлашане, и это всем представлялось совершенно естественным. Автор этих строк не может не вспомнить, как в конце 60-х, впервые в жизни попав в Котлас, услышал от местного жителя: вот, мол, есть намерение перенести к нам из Архангельска областной центр. Думаю, вряд ли эти сведения опирались на реальные намерения властей, скорее был всплеск местного патриотизма. Но если учесть, что в те годы мощно развивался Котласский ЦБК (Коряжма до 1983 года входила в состав Котласа), что город у слияния Северной Двины и Вычегды уже стал (да и сейчас остается) крупнейшим транспортным узлом, то можно заключить, что для повышения статуса Котласа были основания.
Конечно, роль Котласа на транспорте велика и сегодня. Это перекресток железнодорожных, автомобильных, речных магистралей (хотел было добавить — и авиационных, но вспомнил: Котласский аэропорт то и дело закрывают для приема самолетов по причине банкротства авиапредприятий). Котлас, включая поселок железнодорожников Вычегодский, соседние Коряжму и Сольвычегодск, остается крупнейшим промышленным и аграрным регионом. Хотя, конечно, ряд крупных промышленных предприятий, что называется, лежат на боку. В последние дни не раз сообщалось о том, что судебные приставы описывают имущество обанкротившегося Лимендского судоремонтно-судостроительного завода. Да и на оборонном Котласском электромеханическом заводе заказы то есть, то нет. Но это картина достаточно типичная для российской экономики.
Чем же можно обосновать позиционирование Вельска как «южной столицы»? Это симпатичный город, который, если мне не изменяет память, держит в области первенство по площади зеленых насаждений на гектар территории. Его географическое расположение выгодно: город стоит на автомагистрали Архангельск — Вологда — Москва. Однако с переключением автомобильного движения на Питер по так называемому Ленинградскому тракту (через Плесецк и Каргополь) транспортный поток несколько уменьшится. Что же касается промышленных предприятий Вельска, то их набор традиционен для райцентра, пусть даже крупного, и не идет ни в какое сравнение с тем, чем располагает Котлас.
Но котлашане видят в перехватывании инициативы со столичным статусом и собственную вину. Упоминавшаяся газета «Двинская правда», подняв тему «южной столицы», напоминает крупным заголовком: «Место занято!». Однако председатель городского Собрания депутатов Александр Степанов видит, что усилий по должному позиционированию города прилагается явно недостаточно. Например, в мэрии управление экономики слили с ведомством ЖКХ, что нивелирует коммунальную текучку с интересами перспективного развития. В прошлом году сорвана разработка концепции развития Котласа. Тем не менее котласские депутаты оповещают свой город и всю область о желании перехватить инициативу Вельска.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2010/03/10/s-yuzhnoj-stolicej-gospoda.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.