- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Фото с сайта fotki.yandex.ru
Фото с сайта fotki.yandex.ru
К ЮБИЛЕЮ ПИСАТЕЛЯ

«Старовер» Личутин

Автор Андрей Рудалев дата: 13 марта 2010 @ 16:01 в Культура | Комментарии отключены

Важнейший топос, необходимый для понимания творчества Владимира Личутина, — «раскол». Причем это далеко не только церковный Раскол, произошедший в России XVII века. Личутинский «раскол» проходит глубоким рубцом по душе каждого человека. Бесприютность оторванных от почвы героев является отличительной особенностью личутинского творчества.
В одном из своих интервью Личутин сказал: «Человек очень падок на все похотное, сладкое, слизкое, темное. Почему и необходим ему в душе Бог: чтобы обуздать в себе разложение» (http://www.rt-online.ru/articles/219/84990/). Грех и страсть возникают в человеке медленно, постепенно огнем тлетворным разрастаясь. Процесс этого внутреннего раскола исследует Личутин в своих книгах. Пытается устроить препоны обворожителю-любостаю, который через приятные посулы толкает на похоть.
Личутинский герой находится в состоянии борьбы с «вечным бессонным медведем» в своей груди: «Наверное, в каждом из нас, как в плотно запертом срубце, сидит медведь и ждет своего часа; но стоит лишь дать слабину, приотпахнуть кованую дверцу, приотпустить цепи, тут и заломает черт лохматый, подомнет под себя божью душу, выпустит дух вон» («Беглец из рая»). В каждом должен быть в силе «сердечный страж», который не даст лохматому воли.
Для усиления эффекта в центре внимания Личутина, как правило, находятся узловые этапы отечественной истории, когда происходит трагическая ломка традиционного быта, трансформация нравов, надлом нации. Один из таких периодов — церковный раскол XVII века и история старообрядчества. Этому посвящены роман «Скитальцы», где внимание Личутина, выходца из мезенского поморского рода, привлекли нравственные искания старообрядцев начала XIX века, и троекнижие исторической эпопеи «Раскол», которое еще ждет своего вдумчивого читателя-исследователя. Продолжают тему и романы о «расколе» конца XX века: «Миледи Ротман», «Беглец из рая». Драма, разыгравшаяся на наших глазах, будет иметь еще большие катастрофические последствия, чем никониан-ские нововведения. Если там речь шла об изменении уклада, порушении связи с прошлым, то сейчас может идти разговор о потере собственной идентичности.
Сам Личутин избрал охранительную традицию, выдерживая длительную осаду веяний времени, модернизации. Личутин — «старовер» не в смысле принадлежности к традиционным раскольникам, а по отношению к великому расколу XX века в истории народов и душах людей. У него и принцип жизни близкий к раскольникам XVII века, который состоит в максимализме веры — бескомпромиссном отстаивании своей позиции, способности к самопожертвованию. Он не призывает к самосожжению, но видит тление, постепенное убывание мира, который разъедается грехом. «История эта началась смешно, а кончилась — грешно» — с этого начинается «Фармазон». И этим уже многое сказано...
Традиционное для русской литературы противопоставление «город — деревня» реализуется у Личутина, как правило, через понятие «язык», который в представлении писателя есть не что иное, как душа русского народа. У каждого слова есть свой шифр, в котором «зашифрована история рода и народа, но мы принимаем его как божественный дар, в нем таится нрав и норов, психология, заповедальность, союз земли и неба» («Слово о «бессловесных»). По тому, какими общество изъясняется словами, можно с большой долей вероятности говорить о
его будущем. Бранное слово — гнилое, оно растлевает человека, производит в душе его раскол, смятение. Чистое слово — лечит, становится молитвой.
Личутин для кого-то неудобоварим, для кого-то слишком экзотичен. Этого писателя не будешь читать походя в транспорте, но всегда — уединенно, излечивая языковым личутинским эликсиром свою растерзанную суетой душу. В его извитии словес есть особый смысл: его тексты — как особая магическая формула, при считывании которой создается ощущение, что прикоснулся губами к чистейшему роднику. Много из него не выпьешь, но припадать все же надо, иначе задохнешься, иссохнет горло.
Владимир Личутин уже давно в Москве, но никогда не терял связи с благотворными энергиями Севера. Конечно, тянет его обратно, тоскует он по деревне, и тоска эта мобилизует на творчество, на духовную мощь.

Выдающемуся писателю Русской земли
В.В. Личутину

Дорогой Владимир Владимирович!
Позвольте мне от лица журналистов газеты «Северный рабочий» да и всех читателей-северодвинцев поздравить Вас с замечательным юбилеем — 70-летием. Почти 45 лет я знаком с Вами, читаю все Ваши произведения, созданные за полвека, и не устаю восхищаться Вашим высочайшим литературным мастерством, непревзойденным знанием русского языка, не устаю сопереживать той душевной боли, с которой Вы изображаете жизнь нашего народа в прошлом и настоящем.
«Северный рабочий» всегда помнит о писателе-земляке, уроженце Мезени, с которой и нас многое связывает. Будем рады рассказать читателям о Ваших новых визитах в Северодвинск, о встречах с Вами, которые так много дают общественности города.
С юбилеем, Владимир Владимирович! Счастья, здоровья, новых книг!
Редактор газеты «Северный рабочий»
Николай Кочуров

13 марта 2010 года, г. Северодвинск


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2010/03/13/starover-lichutin.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.