Фото из архива ОАО «ПО «Севмаш»
Фото из архива ОАО «ПО «Севмаш»
НАША ПАМЯТЬ

«Только сообща мы пережили трудное время»


Тихий кабинет в офисе на Парковой. Триколор на столе, под стеклом — фото, все по-деловому лаконично, но вместе с тем гостеприимно и уютно. Здесь Давид Гусейнович Пашаев работал: разбирал накопившуюся почту, делал звонки, решал вопросы. И, несмотря на неважное самочувствие, старался всем помочь. Во время своего последнего приезда в Северодвинск он нашел время и для встречи с журналистами. Но интервью скорее походило на монолог. Нет, не о себе и своих заслугах: величие в делах и скромность удивительно сочетались в характере этого человека. Словно окунувшись в полувоенную разруху 90-х, Давид Гусейнович вспоминал о коллегах и о том, как воплощались самые дерзкие идеи, не позволившие потерять лучшее в стране судостроительное предприятие. Он весь был в этом: патриот, отдававший себя без остатка любимому делу.


«Мы не сорвали ни одной лодки!»
— Севмаш всегда славился своей трудовой школой. Помню, в 80-х, как только меня назначили начальником стапельно-сдаточного производства, у нас была кадровая проблема: для нормальной работы на кораблях не хватало 500 человек — 10% от общей численности работников цеха! Мы нашли выход: брали сверхурочными, двумя сменами, трудились в выходные. Работы было много, но мы не сорвали сдачи ни одной АПЛ! В этом большая заслуга рабочих. Северяне-поморы — очень талантливые, работящие люди и настойчивые в достижении результата.

Письмо президенту
— Создание компании «Росшельф», занимающейся разработкой месторождений на шельфах северных морей и Дальнего Востока, в то время было необходимо. Вместе с партнерами мы написали письмо президенту России Б. Ельцину. Я отдал это письмо академику Евгению Павловичу Велихову и попросил: «Евгений Павлович, передайте его в руки президенту, никому не доверяя. Этот вопрос надо решить обязательно». Мы понимали, что это необходимо и для всего северного края, и для того, чтобы сохранить оборонный потенциал Северодвинска. Если бы Борис Ельцин в то время не подписал этот документ, шельф уже «пошел бы по рукам»: в то время к нему уже настойчиво присматривались иностранцы. К счастью, президент нашу идею поддержал и написал первому министру экономики и финансов РСФСР Егору Гайдару на письме: «Это архиважно. Прошу подготовить постановление совместно с Велиховым для подписания правительством. Ельцин». Указ был оформлен.

«Я таким святотатством заниматься не мог»
— До того, как грянули кризисные 90-е, у нас была государственная программа по строительству подлодок III поколения. Но флот принял другое решение — отказаться от строительства этих подводных кораблей. Мне прислали бумагу, в которой говорится: все невостребованные секции АПЛ порежьте в шихту, сдайте и погасите долги по заработной плате. Но я таким святотатством заниматься не мог. Мы совместно с ЦКБ МТ «Рубин» использовали эти секции для строительства головного атомохода IV поколения. Мы также использовали металл, который находился на Севмаше и был не востребован. Благодаря технологии, разработанной ЦНИИ «Прометей», мы перекатали металл в необходимый сортамент листовой стали для строительства АПЛ «Юрий Долгорукий».

Выстояли вместе
— Время было трудное. Бывало, утром проснешься — и на работу идти не хотелось. Каждый день — на выживание. Кроме вопросов по загрузке производства надо было решать вопросы с питанием заводчан и как кормить детей в детсадах. Ведь тогда под крылом Севмаша было 57 дошкольных учреждений и десятки подшефных школ. Нелегко пришлось Михаилу Ситкину, отвечавшему за это направление. С 1997 года к нам на помощь пришел мэр Москвы Ю.М. Лужков, подписав соглашение о шефстве над этим кораблем. Министерство экономики РФ также помогало нам в эти трудные годы: из госрезерва выделяли продукты. Кроме того, в тот период заводской свиноводческий комплекс был как находка. Трудно, тяжело жили, но ни один из руководителей не ушел с завода. Хотя это все талантливые люди, они могли уйти в другую сферу, заняться бизнесом, стать олигархами. Им достались самые тяжелые времена, когда надо было ежедневно решать главную задачу — как выжить в этот период, сохранить завод, не потерять людей. Колоссальную работу в этом вопросе проводил Виктор Иванович Дарда. С какими только новинками он ко мне не приходил, и мы все его предложения принимали!
Что помогало переносить трудности? В первую очередь обстановка в коллективе. Основная масса людей понимала, что нужно общими усилиями, сообща пройти этот период, выжить и выстоять. Корабелы понимали, что только все вместе мы способны пережить это трудное время.
Подготовили
Александр ХОЛОДОВ, Екатерина ПИЛИКИНА

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: «Только сообща мы пережили трудное время»
Дата публикации: 14 апреля 2010

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia