- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Фото с сайта www.ruskino.ru
Фото с сайта www.ruskino.ru
КИНОКЛУБ

Выбор отца Александра

Автор Галина Чарупа дата: 14 апреля 2010 @ 15:46 в Культура | 1 комментарий

Фильм вызвал бурные споры. В дискуссии участвовали: Ольга Голубцова (ООО «Модерн-Медиа»), Владимир Тикус, Галина Чарупа («Северный рабочий»), Ольга и Владимир Ларионовы («Вечерний Северодвинск»), Алексей Шашков (журнал «Centerum»), Сергей Самодов (радио «Модерн-Северодвинск»), Анна Балашова (буддийский центр Алмазного пути), Лариса Рудакова (портал www.klubsmi.ru), Андрей Михайлов (сайт www.belomornews.ru).
В. Тикус. В последнее время появилась тенденция навязчиво прославлять православную церковь. Но если вспомнить историю и многочисленные скандалы с участием служителей церкви... Когда священников на этом фоне пытаются представить полностью праведными и правильными, это выглядит лицемерным пафосом. Отец Александр, главный герой фильма, мало-мальски значительной пользы не приносит. Он братался с немцами, пошёл служить на оккупированной территории по их приглашению, не смог спасти ни людей от казни, ни пленных в концлагере.
Г. Чарупа. Не согласна. Отец Александр — праведник. Человек, который в немилосердной ситуации твёрдо исповедует свою веру и свои принципы. Другое дело, что «Поп» мне не понравился как произведение киноискусства. Ткань фильма рыхлая и клочковатая. Образы лишены развития, артисты играют каждый сам по себе.
А. Шашков. Мне показалось, лучше было бы сделать документальный фильм о роли церкви на оккупированной территории, о роли Псковской православной миссии. По сути, смысл фильма — показать роль миссии через образ одного священника. Но что-то не сработало. В «Попе» много линий, которые уходят в никуда, концовка смазанная.
С. Самодов. В царской России было три кита: православие, народничество, самодержавие. В случае войны священник не метался, предаст ли он родину или не предаст. Он точно понимал: где самодержавие, там и православие. А тут получилось разделение: кесарю кесарево, а богу богово.
А. Балашова. Герой фильма служил богу, а покарало его собственное государство. Хотя он старался дать людям то, что им нужно: на войне укрепление духа необходимо как нигде.
Сошлись во мнениях, отметив актёрские работы
С. Маковецкого (отец Александр) и Н. Усатовой (матушка Алевтина). «Остальные образы как бы прищуром, они — фон» (А. Рудалёв). Говорят, фильм создан для подростков и молодёжи — но, пожалуй, для молодёжной аудитории он недостаточно динамичен, а его эмоциональный ряд слишком ровен. Поспорили о названии: почему «Поп»? Главного героя в фильме называют попом только полицаи, партизаны (в фильме малосимпатичные) и сотрудники НКВД.
О. Ларионова остановилась на отражении в фильме реальных событий:
— Этот фильм заставил меня найти информацию о прототипе отца Александра — протоиерее Алексее Ионове, я читала его «Записки миссионера». Там есть эпизоды, показанные в фильме. Но почему Хотиненко не взял эпизод сильнейший, когда батюшка, отпевая семью заживо сожжённых, сказал: «Фашисты — наши враги, с такой Европой нам не по пути». Он ждал, что за ним придут, но его не тронули. Почему этот эпизод заменили сценой с полицаями? А полицаи, как рассказывал мой отец, переживший оккупацию, были разными. Как и партизаны, и немцы, и священники. И ещё надо вспомнить, каким репрессиям до войны подвергалась православная церковь и её служители. И при этом они оставались верными России, Родине.
Итог: фильм всё-таки стоит посмотреть. «Важны поднятые в нем темы и идеи. Разговор о церкви нужен в обществе. Разговор о войне — тоже. Надеюсь на лучшее в поисках художественного языка деятелями искусства» (А. Рудалёв).
Много вопросов по ходу обсуждения хотелось задать представителю церкви. Но ни один из священников, приглашённых организатором дискуссии О. Голубцовой, на заседание киноклуба не прибыл.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2010/04/14/vybor-otca-aleksandra.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.