- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Жилой барак № 37 Ягринлага.  Фото из архива автора
Жилой барак № 37 Ягринлага. Фото из архива автора
ДАТЫ

Вклад, который трудно переоценить

Автор Администратор дата: 20 апреля 2010 @ 9:41 в город | Нет комментариев

На начальном этапе строительства именно заключенные были главной рабочей силой завода № 402 и города. Сравните: на 1 января 1940 года в Молотовске проживало 24088 человек, а в Ягринлаге отбывало срок 30893 (!). Вклад заключенных в создание Севмаша и города, безусловно, весом и значителен, но этот факт вычеркнут из памяти людей. Даже по случаю 70-летия Севмаша (декабрь 2009 года) вклад заключенных никак не отмечен. В самом Северодвинске вообще ни-что не напоминает о Ягринлаге: ни креста, ни знака, ни стелы, ни памятника жертвам ГУЛАГа.
Документы о трудовом использовании заключенных Ягринского ИТЛ выявлены мною в государственном архиве Архангельской области. Среди прочих бумаг донесения о случаях травматизма на производстве в 1948 году (за десять месяцев). Документы косвенные, но очень конкретные, в них имена заключенных, должности, время и место происшествия, причины травматизма, имена виновных и даже мера их наказания. Названия объектов по причине секретности звучат замысловато, но масштаб работ впечатляет. На производственных объектах Молотовска и подкомандировках в 1948 году произошло несчастных случаев — 145, в том числе легких — 113, тяжелых — 20, со смертельным исходом — 12, погибших заключенных — 14.
В числе травмированных (по объектам): в УНР-22 Красноперова Лидия Григорьевна 10 октября сломала руку от удара платформы в момент опрокидывания самосвала (з/к перекинуло через борт на землю, когда «ключья платформы» были отстегнуты). В УНР-323 строителю цеха № 4 ДОК-2 Драницыну Сергею Ивановичу 2 февраля перебило ногу при падении сваебойного копра (другой з/к этим же копром убит); моторист крана «Пионер» Морда Михаил Иванович 17 марта сломал обе ноги при падении в колодец глубиной пятнадцать метров. В ремонтно-механическом заводе Венделинш Ян Кристович в апреле сломал ногу при падении шестерни; у токаря цеха № 3 Степачева Константина Михайловича 31 мая перелом левого предплечья («обвисшие концы рваного рукава тело-грейки намотались на обработочный валик токарного станка вместе с рукой»); у токаря того же цеха Чернюка Ивана Трофимовича 18 августа закрытый перелом средней трети правого плеча («концом вала захватило спецовку, когда руками поддерживал вращающуюся деталь на токарном станке»); у разнорабочего цеха № 4 Сухова Михаила Тимофеевича 7 сентября ушиб лица и грудной клетки от упавшей треноги («по собственной инициативе помогал товарищу поддержать задвижку»).
Старик Владимир Францевич в июле сломал руку, работая на станке («рукав фуфайки замотало к валику»). В ОТС у грузчика ДОК-2 Давыдова Михаила Ивановича 28 декабря за-крытый перелом левой голени от скатившегося бревна (стоял у покатов при разгрузке платформы с круглым лесом). В КЭР-11 на эллинге у Амосова В.С. 20 марта перелом обеих костей левой голени при опускании «шипо-пакета мостовым краном» (по собственной инициативе пытался положить подкладку, но не успел — попал ногой под шипо-пакет весом три тонны). На лесобирже Солза Смирнов Борис Евгеньевич в апреле сломал ногу при разборке штабеля. В УВСР-244 у Полторацкого ушиб головы, у Ковшеля — ушиб правой ноги, у Хотишевской — перелом бедра. Травмированы также: в УНР-2 — Пожарский Станислав Иванович, в УНР-23 — Ноя Александр Бордашевич, в РМЗ — Борисов Василий Павлович, в КБЧ — Илатовский Иван И., в цехе № 50 — Каширина Вера К., на кирпичном заводе — Попова Роза Александровна, на бирже гортопа — Ивлев Иван Сергеевич, в кухне — Виноградов Виктор Сергеевич, в УНР-323 — Тушной Иван Тарасович и Петров Иван Матвеевич, в УНР-354 — Пальма Густав Иванович и Ладва Ян Халанович, в ДОК-2 — Колодник Иван Михайлович, Петров Артем Петрович и Мяге, в ДОК-2 в Шелексе — Масловская Вера Ивановна, Острова Мария Евгеньевна и Хотимская Наталья Евгеньевна. На дороге от первого лагерного участка ко второму возчик Саенко Аврам Мефодьевич 10 апреля придавлен подводой, сломано левое предплечье (конь перевернул подводу возле железнодорожной линии от испуга).
В результате несчастных случаев погибли на производстве (по датам): 2 февраля — Граф Иван Валентинович «при падении сваебойного копра» (поднимали копр вручную, рама копра внизу не была закреплена и соскользнула); 10 февраля — Королев Иван Афанасьевич на эллинге при «передвижке котельного крана»; 4 апреля — моторист лесокатки Дубовик Алексей Родионович на выкатке леса; 29 апреля — Сенов Виктор Григорьевич на лесопогрузочной площадке Солза от «удара в область пояса упавшим с платформы бревном длиной восемь с половиной метров» (подкладывал под колеса деревянные подкладки, чтобы остановить разо-гнавшуюся платформу с бревнами); 30 апреля Матусова Анна Николаевна на объекте «шаровая мельница» УНР-23 в запретной зоне ограждения «попала под ременную передачу»; 7 мая Вавилин Валентин Прокопьевич на объекте-152 УНР-21 упал с третьего межэтажного перекрытия, обвалившегося из-за «недоброкачественного бетона»; 7 мая Пантюхова А.И. на лесоразработке Шелекса «придавлена срубленным деревом»; 7 августа Мялло Рихард Карнавич в эллинге «убит доской, упавшей с высоты тридцать пять метров» (работал под строившимися лесами); 20 сентября Чешегоров Василий Константинович на лесоповале в Большой Кудьме погиб от «удара по голове хлыстом подпиленной сосны, оставленной на пне»; 29 сентября Черных Павел Дмитриевич от удара в область живота в результате отдачи при распиловке дощечки на круглопильном станке в деревообделочном цехе ширпотреба-2 Ягринлага (з/к облокотился «с торца на станицу», скончался в хирургическом отделении от внутреннего разрыва кишечника); 30 сентября — Волкотруп Прокофий Григорьевич в эллинге на объекте УНР-22 от «поражения током триста восемьдесят вольт» (наступил на «троллейную линию крана» при переходе на боковую площадку на высоте тридцать шесть метров); 14 октября Пильд Эдгар Юлисович, Кальдметс Леонард Рудольфович и Сигурд Оскар Андреевич засыпаны обломками в эллинге под подвесными лесами, обвалившимися с высоты сорок пять метров (при установке лесов применен «недоброкачественный материал»).
«О грубых нарушениях правил техники безопасности» 24 ноября 1948 года извещен прокурор Молотов-ска Спешев. Причины травматизма и смертности объяснены тем, что условия труда не создаются, техника безопасности не соблюдается, противотравматическая инспекторская работа не ведется, достаточного надзора за строймеханизмами нет. По факту четырех смертельных случаев дела не возбуждались, так как «вина самих погибших очевидна». По другим случаям наказание понесли четыре прораба (от шести месяцев до одного года исправительно-трудовых работ, штраф две тысячи рублей).
Это был один, неполный, 1948 год, тогда как Ягринский лагерь действовал около пятнадцати лет при средней численности контингента 14200 человек. Тысячи заключенных умерли в лагере из-за голода, болезней, эпидемий и пр. Среди них и те, чья жизнь оборвалась невольно на рабочем месте во имя будущего Севмаша и Северодвинска. На месте захоронения заключенных на песчаной косе по Кудемскому шоссе установлен памятный камень «Невинным жертвам Ягринлага».
Татьяна МЕЛЬНИК,
член Архангельского отделения
Российского общества историков-архивистов


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2010/04/20/vklad-kotoryj-trudno-pereocenit.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.