- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Работники школы № 23 за обсуждением договора.  Фото В. Бербенца
Работники школы № 23 за обсуждением договора. Фото В. Бербенца

Услышать друг друга

Коллективный договор в школе: фикция или гарант справедливости?

Автор Екатерина Курзенева дата: 22 апреля 2010 @ 10:45 в Образование | Нет комментариев

Разделяй и властвуй?
Камнем преткновения между работниками и работодателем школы стал коллективный договор, заключить который пытаются почти четыре месяца. Начали работу еще в ноябре, в феврале документ должны были подписать. Но пока стороны к единому мнению не пришли.
— Вопросы коллективного договора у нас всегда решались формально, — рассказывает сопредседатель комиссии по разработке договора со стороны работников Светлана Супакова. — В силу своей занятости и других причин люди не задумывались, насколько большое значение это может иметь.
Задуматься заставила жизнь. Профессия учителя не из легких: цены постоянно растут, а заработную плату педагогам не поднимали уже два года. В образовании грядут серьезные изменения (переход на новые стандарт и систему оплаты труда), как все это скажется на учительском звене? Дать гарантию стабильности может коллективный договор, где бы четко были оговорены и закреплены все важные вопросы.
— Первоначально нам предлагали принять договор, даже не обсуждая, — продолжает Светлана Анатольевна. — Принесли документ с подписью директора и датой. Мы отказались: в нем были прописаны основные статьи Трудового кодекса, которые и так действуют. Создали свою комиссию и стали работать над созданием нового договора. Он появился, но также носил формальный характер — в нем даже не оговаривались вопросы оплаты труда. Нас убеждали, что мы должны принять его в таком виде. Все наши предложения внесены в протокол разногласий, над которым было предложено работать после принятия «основы».

«Хотим справедливости»

Несогласных учителей в школе немало. Колдоговор стал индикатором назревавшего не первый день конфликта между ними и работодателем — Лилией Зенцовой. По словам педагогов, директор ни с кем не консультируется при распределении надтарифного фонда, в школе нет своей комиссии по доплатам и надбавкам.
— Если по каким-либо причинам снижаются доплаты и надбавки, люди просто ставятся перед фактом. В сентябре, например, самом интенсивном по документообороту месяце, о снижении доплат за классное руководство мы узнали из расчетников. Без всяких объяснений, — рассказывает учитель Светлана Ершова. — Много вопросов и по наполняемости: если в классе меньше 25 учеников, доплаты за его руководство снижают; если больше, что у нас не редкость, не повышают. Так же и с группами по иностранным языкам: при наличии 25 человек группу дробят на подгруппы, если хотя бы на одного меньше, учитель работает сразу со всеми. И никаких доплат за интенсивность труда.
Один из главных пунктов, на котором настаивают учителя: положение о порядке выплат доплат и надбавок работникам школы должно быть приложением к договору, а не локальным актом, как это предлагает директор, ссылаясь на статью 372 ТК.
— В отраслевом соглашении управления образования четко прописано, что подобные положения являются приложением к договору, — добавляет член комиссии по разработке договора Наталья Спиридонова. — Это другой уровень ответственности. У нас нет социальных льгот, премий, тринадцатой зарплаты, мы не можем, как заводчане, выезжать на юг по путевкам. Мы просто хотим быть защищенными, хотим справедливости, иначе в школах скоро некому будет работать.

Команда, которой нет

По мнению самой Лилии Станиславовны Зенцовой, ничего экстраординарного в коллективе не происходит:
— Идет плановая работа над коллективным договором. Все было отработано и согласовано, договор подписан коллективом и отправлен в соответствующие структуры — управление экономики горадминистрации и инспекцию по труду. Там проверят, были ли нарушения: я свое мнение оформила и жду рекомендаций. После работа над договором будет продолжена — Трудовой кодекс позволяет продлевать этот срок.
Работники утверждают, что «согласованный» договор они не подписывали. В любом случае в правомерности действий сторон разберутся соответствующие структуры. Однако некоторые нарушения в процедуре принятия документа уже обнаружила комиссия управления образования, которая приходила в школу по письменному заявлению работников.
— Собрание было неправомочно принимать договор — присутствовало менее двух третей коллектива, что требует устав школы, — рассказала член комиссии, председатель городской организации профсоюза работников образования, депутат горсовета Ольга Лыбашева.
К слову, комиссия приходит сюда уже не впервые: выезд в феврале также касался трудовых вопросов, и факты нарушений, изложенные в письме, тоже частично подтвердились.
— Коллективный договор должен содержать определенные гарантии для обеих сторон: часть правил определены законом, часть в коллективе должны согласовать (содержание и структура договора определены в статье 41 ТК РФ). Объединять людей должны понимание, а не единоначалие руководителя. Это и есть уважительное отношение сторон друг к другу, — считает Ольга Геннадьевна.

От бунта к мудрости
Серьезная проблема, которую подняли учителя школы № 23, существует и в некоторых других школах города. Есть примеры, когда начинавшаяся с противостояния сторон ситуация имела положительное решение. Например, в школе № 9: ее учителя прислали нам коллективное письмо, в тексте которого просили ничего не менять. Приводим его в оригинале.
«15 марта 2010 года в МОУ «СОШ № 9» состоялось важное событие — принят коллективный договор!
Коллективный договор МОУ «СОШ № 9» на 2010—2012 гг. содержит 18 разделов и 63 приложения, составлен и принят без протокола разногласий. Сегодня директор школы Татьяна Николаевна Воронцова и члены двусторонней комиссии по составлению коллективного договора школы чувствуют удовлетворение, гордость за проделанную работу. Трудно поверить, что в прошлом учебном году в школе «ходили грозовые тучи». Однако противостояние педагогов и администрации школы перешло в сотрудничество.
В школах нашего города работают прекрасные специалисты, но они зачастую не обладают достаточными знаниями трудового законодательства РФ, порой не способны себя защитить. В конце 90-х все члены первичной профсоюзной организации школы № 9 в знак протеста против бездеятельности председателя городской профсоюзной организации О.Г. Лыбашевой вышли из состава профсоюзной организации. Поступили «на эмоциях». Когда началась работа по составлению коллективного договора и ведению коллективных переговоров, пошел обратный процесс: работники школы стали возвращаться в профсоюз. К сожалению, лидер городской профсоюзной организации О.Г. Лыбашева по-прежнему «не у дел». Инициативу для урегулирования проблемных вопросов на уровне школы и города председатель городской профсоюзной организации работников образования и науки г.Северодвинска не проявляет.
О том, что школе № 9 нужен коллективный договор, впервые заговорила директор школы Т.Н. Воронцова. В ходе работы над коллективным договором члены комиссии, представляющие интересы работников школы, изучали трудовое законодательство, опыт учреждений города, области и РФ по составлению и заключению коллективных договоров, обращались за консультациями к юристам, в профсоюзные организации города, работали с правоохранительными органами, Роспотребнадзором, департаментом образования и инспекцией по труду Архангель-ской области. Переговоры по составлению коллективного договора школы продлевались. 2009 год был особенно сложным: пришлось немало поработать с правоохранительными органами. Пересмотреть взгляды директору было непросто, но она понимала: иначе дело зайдет в тупик.
— Я в первую очередь заинтересована в том, чтобы обеспечить работникам условия работы в соответствии с трудовым законодательством РФ. Многие, ранее проблемные, вопросы урегулированы новыми нормативными документами школы — приложениями к коллективному договору. Больше стабильности, а значит, и эффективность труда выше, — считает Т.Н. Воронцова.
Коллективный договор решает многие существующие в настоящий момент в школе проблемы: найдено решение по оплате сверх-урочной работы работникам и учителям школы в соответствии с ТК РФ, разработаны положения об оплате труда, о расходовании экономии фонда оплаты труда, о премировании и т.д. Отдельно прописаны условия и охрана труда женщин, свобода творчества, защита молодого специалиста, гарантии и компенсации, социальная защита, контроль выполнения коллективного договора. В настоящий момент школа № 9 живет по новым правилам: договор был единогласно принят на общем собрании трудового коллектива и направлен на уведомительную регистрацию в управление экономики горадминистрации.
Только компетентный, уверенный в себе человек, свободная и творческая личность, не раб и не послушник может быть учителем, способным повести за собой детей и научить их самостоятельно мыслить. Работа над коллективным договором изменила наше отношение к происходящему в школе, в городе, в системе образования. Это наш жизненный урок».
Члены двусторонней комиссии по составлению коллективного договора школы № 9 Т.Н. Воронцова, Е.Н. Комарова, О.В. Золотая, Е.С. Вологдина, Е.А. Маркова, Т.В. Андронова
***
Важные решения даются очень непросто — две описанные истории еще раз подтверждают это. Требуются мужество, гибкость, желание идти навстречу, чтобы не просто слушать, а слышать друг друга. Хочется надеяться, что в 23-й школе сядут за стол переговоров и друг друга услышат. А другие школы, где сейчас существуют подобные проблемы, возьмут на вооружение опыт коллег.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2010/04/22/uslyshat-drug-druga.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.