Фото В. Капустина
Фото В. Капустина

Учебник от Баранова

Тридцать лет директора Северодвинского техколледжа

В беседе с директором Северодвинского технического колледжа В.В. Барановым мы по привычке то и дело называли колледж техникумом — ведь до 1991 года он именовался Северодвинский политехнический техникум. Виктор Владимирович стал его руководителем ровно 30 лет назад — 20 мая 1980 года. Три десятка лет — срок немалый, к тому же на период директорства Баранова выпали трудные годы перестройки в политике и экономике.


— Виктор Владимирович, в 1939 году, когда техникум был организован, первых студентов приняли на три специальности — судостроение, холодная обработка металлов, судовые машины и механизмы. А сейчас вы готовите специалистов для судостроения, машиностроения, водного транспорта, строительства и эксплуатации зданий, автотранспорта, экономики и бухучёта, правоведения...
— Сегодня у нас 12 специальностей; год назад лицензировали новую — техническое обслуживание компьютерной техники. Но большинство выпускников мы готовим для судостроительных предприятий Северодвинска, гибко следуем за их производственной программой. Более 50 процентов ребят по окончании колледжа стремятся получить высшее образование, поступают в АГТУ, Севмашвтуз и другие вузы России.
— Какие приходилось решать задачи в разные периоды вашего руководства?
— Первое десятилетие — 80-е годы — это советская власть, планирование на государственном уровне. Мы знали чётко, сколько человек предстоит принять и выпустить, сколько и на что нам выделено средств, вовремя получали эти средства. Потом наступили 90-е годы — с задержками на два-три месяца заплаты, не говоря уже о средствах на развитие и поддержание заведения. За долги отключали у нас тепло, телефоны и даже электричество. Но главное — удалось сохранить учебное заведение и удержать людей. А люди были наэлектризованы. Они приходили ко мне в кабинет и говорили: «Чем я буду кормить завтра своих детей? Вы руководитель — вы обязаны решить все проблемы».
— Забастовки объявляли?
— Да, в середине 90-х у нас была забастовка — первая в городе.
— А как вы вышли из этой жуткой ситуации?
— Руководитель должен сдерживать эмоции и стараться наладить отношения, призвать людей к работе. Конечно, приходилось ездить в Москву и требовать выплат. Но это же было по всей стране, трудно было всем.
Изначально техникум был в ведении Министерства судостроительной промышленности, но когда в государстве происходила неразбериха, мы несколько раз переходили от одного министерства к другому. После того как закончились перестройки, дефолты и прочие неприятности, нас передали Министерству образования и науки.
— Какое место будет занимать СТК в северодвин-ском образовательном кластере Северного Арктического федерального университета (САФУ)?
— СТК включён в структуру федерального университета. Мы подготовили все необходимые документы. Уже прошёл первый этап формирования САФУ: назначили ректора, определили основную базу — АГТУ, разрабатывается программа развития университета. Я был на двухдневном семинаре, на который приезжали представители института управления из подмосковного Сколково, участвовал в работе секции по разработке структуры федерального университета. Сначала нас хотели «растворить» в институтах, но нам с директором Архангельского лесотехнического колледжа Василием Васильевичем Гальвасом удалось отстоять интересы среднего профессионального образования.
А в северодвинский кластер — ох уж эти новомодные слова! — должны войти мы, Севмашвтуз и три профучилища — № 1, 28 и 38.
— СТК останется на федеральном финансировании?
— Учреждение наше федеральное, но станет автономным. Значит, будет госзаказ на подготовку определённого числа специалистов, и на это государство будет выделять федеральные деньги. А остальное зарабатывайте сами. При создании САФУ правительство планирует выделить дополнительные средства на улучшение базы и совершенствование учебного процесса. Говорят, на 2010 год принято решение о выделении на САФУ миллиарда рублей. Самое сложное будет эти средства освоить — время идёт, уже май, а решение отсутствует. Речь идёт о больших суммах, и на право проведения всех работ нужно проводить конкурсы, а это требует времени.
— А чем может заработать колледж?
— Только федеральных денег не хватает, чтобы поддерживать всё в нужном состоянии. Приходится самим зарабатывать. В наших учебно-производственных мастерских студенты 2-го курса проходят учебную практику: станочную, слесарную, электромонтажную, авторемонт и т.д. Получили заказ от Самарского завода на изготовление ящичной арматуры, потому что мы единственная организация в России, как они говорят, которая в строгом соответствии с ГОСТами выполняет эти работы. Автомеханики на конкретной работе проходят свою практику: принимают заказы. Пользуются успехом курсы «Сметное дело в строительстве»; СТК постоянно принимает по 15—20 человек по объявлениям и от центра занятости населения. Но в основном, конечно, мы зарабатываем платным обучением, которое ведём по трём специальностям: авторемонт, экономика и бухучёт, правоведение. Остальные специальности бюджетные.
— Здание ваше построено в 1949 году. Есть мечты о новом или хотя бы реконструкции?
— Мечты о строительстве нового здания я несу с 80-го года, как пришёл сюда. Постоянно приходится что-то ремонтировать. Да и здание построено не для учебного заведения — это была казарма. Тогдашний директор техникума Кушников на встрече в Москве с министром судостроительной промышленности Б.Е. Бутомой в перерыве подошёл к нему и сказал: «Ютимся в деревянном разрушающемся здании, а завод строит новое здание казарм ВОХР. Отдайте его нам». И министр подписал решение о передаче здания. И мы до сих пор живём в этих условиях. Конечно, новое здание нужно строить, и такую заявку мы делаем при вхождении в университет.
— Вы родились в Ленинграде и ребёнком оказались в блокаде. Что вы помните о войне?
— Я был очень мал, поэтому ничего помнить не могу. Нас эвакуировали в октябре 42-го в Тюмень. Со слов родителей знаю, что это было ужасное время и у меня была цинга. Самое главное, что я сделал во время войны, — выжил. Мы вернулись в Ленинград в 46-м. Я себя хорошо помню уже после эвакуации, как мы жили в коммуналке на 13 комнат.
— Вы начинали как рабочий и уже потом окончили институт?
— Да, и техникум, и институт заканчивал вечерние. Очень стремился быть конструктором и стал им. С Адмиралтейского завода, где был руководителем конструкторской группы, я в 1973 году перешёл на работу в судостроительный техникум. И через семь лет мне предложили возглавить Северодвинский политехнический техникум. Я с радостью принял это предложение. Работать мне поначалу было очень нелегко, потому что здесь с 75-го по 80-й год шла борьба коллектива с директором и коллектив был разделён на части: кто за директора, кто против, кто нейтралитет соблюдал. Но всё-таки удалось объ-единить людей и нацелить их на полноценную работу.
— Мне всегда было интересно, как создаются учебники, по которым потом учатся тысячи других людей...
— Когда я работал в Ленинградском судостроительном техникуме, там было шесть авторов различных учебников. Так что атмосфера этому способствовала. С моим коллегой Борисом Николаевичем Пиранианом (он, к сожалению, уже ушёл из жизни) мы написали учебники «Судовые котельные работы» (издан в 1982 и 1989 годах) и «Технология монтажа и ремонт судовых энергетических установок» (1985). Теперь, имея за плечами 37-летний педагогический стаж, я решил, что должен написать новый учебник, ведь за 25 лет произошли огромные изменения в технологических процессах и организации судостроения. Но если раньше мы получали заказ и издательство «Судостроение» с нами заключало договор, теперь ты пишешь на свой страх и риск: напечатают — не напечатают? Рукопись я написал, оформил, получил положительные отзывы от рецензентов и гриф «учебник». Теперь осталась самая большая сложность — напечатать: на это нужно найти 300 тысяч рублей спонсор-ских денег.
— По вашим учебникам, которые вышли раньше, занимались и в других техникумах?
— И по сей день занимаются во всех судостроительных техникумах и колледжах, используют в ПУ судостроительного направления и в качестве вспомогательных в институтах.
— Вы 37 лет работаете со студентами. Правда, что молодёжь нынче ленивая и безответственная?
— Всегда были, есть и будут бездельники. Сейчас их количество в самом деле увеличилось: в руки книгу не берут, конспекты не пишут, приходится их здесь перевоспитывать. Но в основном молодёжь совершенно нормальная, если с ними заниматься. Приглашаем в технические кружки, художественную самодеятельность. У нас спортивных секций много, занимаем ведущие места среди средних специальных учебных заведений области по всем видам спорта. Участвуем в област-ных предметных олимпиадах. Недавно по иностранному языку среди 18 учебных заведений заняли третье место, по информатике — второе. В мае наш колледж организует областную олимпиаду по математике.
— Если встретите в коридоре студента с зелёным «ирокезом» и пирсингом в бровях, как реагируете?
— У нас это редко встретишь, но бывает. Пытаюсь объяснить: не надо слепо следовать всяким нелепым образцам, ты русский человек, нормальный техник, должен будешь воспитывать коллектив, руководить которым тебе поручат. Удаётся переубедить. Не люблю, когда молодые люди в шапке ходят по учебному заведению, всегда им говорю: «Нехристь, сними шапку». Они меня за это продёргивают на своих капустниках. А вот недавно студент 4-го курса пришёл в форме, напоминающей нацистскую. Мы ему сказали: «Или ты немедленно прекратишь, или мы с тобой расстанемся». Не знаю, носит ли он это ещё где-нибудь, но в колледже больше в таком виде не появлялся. Как житель блокадного Ленинграда, я воспринимаю это как личное оскорбление.
— Есть ли у вас свободное время и хобби?
— Хобби у меня много, а времени нет: полтора года писал учебник без отрыва от работы, вечерами, в выходные дни, в отпуске, был загружен до предела. Очень люблю кроссворды, сканворды, судоку; это я успеваю в очередях и где-то ещё.
— О чём вы мечтаете по-человечески и как директор СТК?
— Чтобы построили новое здание, дали хорошее оборудование, чтоб можно было на современном уровне вести учебный процесс. А как человек — чтобы мои внучки заняли достойное место в жизни, чтоб у них всё хорошо сложилось. Я уже близок к окончанию своей карьеры; готовлю себе замену. Всю свою жизнь я связал с судостроительной промышленностью и очень счастлив. Вид боевого корабля для меня — что-то восторженное, красивое, предел мечтаний.
Беседовала
Галина ЧАРУПА

Виктор Владимирович БАРАНОВ
родился в Ленинграде 14 октября 1940 года. Имеет знак «Житель блокадного Ленинграда». Трудовой путь начал в 1957 году учеником разметчика большого механического цеха завода п/я 348 (впоследствии Адмиралтейские верфи). Окончил вечернее отделение Ленинградского судостроительного техникума и вечерний факультет Ленинградского кораблестроительного института. Работал техником, инженером-конструктором. В 1973 году стал зам. директора Ленинградского судостроительного техникума. С 20 мая 1980 года — директор Северодвинского политехнического техникума. Заслуженный учитель РФ. Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Автор нескольких учебников.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Учебник от Баранова
Дата публикации: 19 мая 2010

Автор(ы): Галина Чарупа   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 786
Рубрика статьи: Образование

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia