Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца

На просрочке ставьте точку

Изучив маркировку продукта, мы себя обезопасим

Толкаю дверь продовольственного магазина «Пять звезд» по ул. Полярной — закрыта.


Избушка на клюшку
На видном месте вывешен от руки написанный листок: «Требуются продавец-кассир, охранник». Уже подумала было, что продавца не нашли, охранника тоже, потому... Но именно в этот момент открывается дверь: «Работаем. Просто я сейчас одна, принимала товар».
Напоминаю Марине Нирке, что приемка товара занимает не одну минуту — в таких случаях лучше бы предупреждать покупателей объявлением. На что она слабо улыбается: «Не успела, машина подъехала внезапно». И садится в кассу, за стеклом которой видна книга отзывов.

Отрава на прилавке

Мне как раз и нужно увидеть эту книгу. Ибо она может сказать о работе предприятия очень многое. О чем пишут покупатели? О том, что сдачу с 500 или 1000 рублей не могут вернуть, в кассе нет мелких денег. Что продавец нахамила, находясь за прилавком в нетрезвом состоянии. Подобных заметок не прочитаешь даже в самом захолустном сельмаге. А мы живем в цивилизованном городе. Тем не менее: «28 апреля собралась купить северодвинскую сметану в пластиковом стакане заводской упаковки. Срок хранения — 7 суток после даты выработки. Изготовлена сметана 20 апреля. Значит, передержана уже целых 24 часа... Другая упаковка отпугнула еще больше: сметана просрочена на 15 суток...»
Продолжение истории я услышала в редакции от коллеги.
— Об уготованном для покупателей отравлении я сразу же сообщила продавцам. Те обещали снять с продажи опасный товар... Подошла к витрине — просрочка лежит себе на прилавке. Я напомнила работникам торгового зала об их прямой обязанности. Те сослались на заведующую магазином, мол, даст указание — уберем сметану.
Отрава стояла на прилавке еще сутки. Не исключено, что простояла бы, пока не купят люди, которые никогда не читают маркировок: одни плохо видят, другие воспитаны на фразе «бери, что дают». Но С.Б. Беспалова, увидев эту же картину и на следующий день, сняла ее на мобильный телефон. Реакция работников магазина была ожидаема: «На каком основании? Не имеете права» и т.д. Дальнейшее действие потребителя: заявление в книге отзывов.
Какие же меры приняты? Сегодня на витрине просроченной сметаны нет, впрочем, было бы странно, если бы она стояла до 14 мая, когда проверялась жалоба. Ибо за это время скоропорт мог бы заплесневеть. Марина Нирке утверждает: после той жалобы каждый день смотрят, не истек ли у молочных продуктов срок потребления.

Требуется продавец

Хотелось услышать также комментарий заведующей магазином Г.Е. Лебедевой. Но связаться не удалось, она в отъезде. Только вряд ли Галина Евграфьевна сказала бы то, чего мы не знаем. Светлана Борисовна исчерпала весь ресурс защиты интересов потребителей. Она общалась в том числе с заведующей магазином. Та объясняла: давала указание убрать с полки старую сметану. Сетовала, как трудно работать без издержек: продавцов не хватает. Подготовленных работников на маленькую зарплату найти очень сложно.
Судя по объявлению «требуется», а также по за-крытию магазина на время приемки товара, реплике Марины по поводу жалоб покупателей на конкретных продавцов, которые «уже уволены за нарушения», проблемы с кадрами действительно есть. Но они не имеют никакого отношения к соблюдению правил торговли. Они для того и созданы, чтобы лицо прилавка не искажалось болезненными морщинами.

Гладенький закон
Что зацепило мое внимание в книге отзывов: ни одного ответа на написанные заявления. Будто их никто не читает. Но вот что говорит по этому поводу эксперт Северодвинского территориального отдела Роспотребнадзора Л.А. Юдина:
— Раньше правила обязывали руководителей магазинов давать ответы на обороте жалобы в трехдневный срок. Теперь это пущено на самотек. В свое время в проект федерального Закона о торговле был внесен ряд интересных предложений, направленных на защиту интересов потребителей. В том числе были пункты и о ведении книги отзывов. Но вот в конечном варианте федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» № 381 от 28 декабря 2009 года вышел «гладеньким», то есть предложения, внесенные в проект закона, не прошли.
Правда, Любовь Афанасьевна замечает, что во многих предприятиях сферы обслуживания по-прежнему аккуратно работают с книгой отзывов, рассматривают все записи, принимают меры, отвечают покупателям. «Кто привык держать высокий уровень, тому не запретишь».

Пойдёт на списание
— Любовь Афанасьевна, ваше мнение о продаже просроченных продуктов? Я, например, только что из магазина «Гарант XXI век» по ул. Комсомольской. Покупая сыр, обратила внимание на фасовку в пищевой пленке «Докторской» колбасы. Ее, судя по маркировке, «запеленали» в недышащий материал 4 мая, она уже давно прокисла! Ее изъяли с продажи с коротким комментарием «Пойдет на списание» только после того, как я показала кусок колбасы продавцу.
— Это самое настоящее безобразие. Расфасованные в пищевую пленку колбаса, сыр должны быть проданы в тот же день (пункт 34 Постановления правительства РФ № 55 от 19 января 1998 года). Если бы покупатель обратился с письменной жалобой в отдел Роспотребнадзора, поскольку таков порядок, наказание не обрадовало бы владельца магазина.
Дело к лету. Первый враг для скоропортящихся продуктов — тепло. Покупателям нужно быть особенно внимательными при выборе еды. Хотите избежать отравлений — не ленитесь читать маркировку.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: На просрочке ставьте точку
Дата публикации: 20 мая 2010

Автор(ы): Анна Данилова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 815
Рубрика статьи: В защиту потребителя

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia