1990 год, День города: Виктор Белаковский за барабанами во время концерта на набережной острова Ягры. Фото из архива В. Белаковского
1990 год, День города: Виктор Белаковский за барабанами во время концерта на набережной острова Ягры. Фото из архива В. Белаковского

Комсомольско-музыкальный бизнес

История кооператива «Инициатор»: к вопросу о рентабельности творчества

Эта история кажется мне чрезвычайно актуальной именно сегодня, когда на всех углах кричат, что деятелям культуры надо направить таланты на зарабатывание средств на своё и учреждений культуры содержание и развитие. О’кей, давайте вспомним не столь давние времена...


Сплошные восклицания
После выхода заметки «От ресторана до оперы», где упомянут приезд в родной Северодвинск заслуженного артиста России А. Ломунова — тенора из Санкт-Петербурга — и его участие в юбилейном концерте музыкантов Н. Пономарёва, И. Кудрявцева и С. Чистякова я получила письмо по поводу подписи к фотографии: «Путь в музыку начинали вместе». Автор счёл подпись неправильной: «Анатолий Ломунов начинал свой путь в музыку не с юбилярами, запечатленными с ним на фотографии, а в музыкальном взводе во время прохождения службы в рядах ВМФ. После службы Ломунов работал в комсомольско-молодежном музыкальном кооперативе «Инициатор» (1988—1991). После закрытия кооператива А. Ломунов поступил в Архангельское музучилище, успешно его окончил и продолжил учебу в Санкт-Петербургской консерватории. С наилучшими пожеланиями экс-председатель кооператива «Инициатор» Белаковский Виктор Ильич».
Спасибо за уточнение. Но более всего поразило то, что 20 лет назад в нашем городе было нечто, в названии чего после каждого слова можно ставить восклицательный знак: комсомоль-ско-молодёжный! музыкальный! кооператив! бытового обслуживания населения! при СПО «Арктика»!
Виктор Белаковский согласился рассказать о кооперативе. Со словом «Инициатор» оказалось просто: при регистрации кооператива нужно было срочно придумать ему название. «Так как перед нами регистрировался кооператив «Новатор», тут же возникло название «Инициатор», — объяснил Виктор. А всё остальное как раз было непросто...

Как всё начиналось
Несколько лет на СПО «Арктика» существовал вокально-инструментальный ансамбль (ВИА), в котором Виктор играл на ударной установке. Но хотелось работать более профессионально.
— Виктор, с чего начался кооператив?
— Сначала совместно с комсомольской организацией «Арктики» музыканты решили создать хозрасчётное клубное объединение. Предприятие купило для него аппаратуру (тогда она распределялась по строгим лимитам и только для организаций), за что огромное спасибо «Арктике» и тогдашнему директору А.И. Громогласову. У каждого человека, желающего себя реализовать в музыке, камень преткновения — отсутствие аппаратуры. С появлением кооперативов появилась возможность взять кредит и решить все проблемы. В те времена не было такого количества музыкантов, как сейчас. За работу получали определённую сумму: играешь на свадьбе — столько, на банкете — столько, в ресторане — столько. Наличие хорошей аппаратуры давало возможность расширить диапазон заказов. Тут вышел закон о кооперации. И вместо клубного объединения 30 декабря 1987 года мы зарегистрировали кооператив «Инициатор», через месяц я стал его председателем. Первым членом кооператива стал А. Ломунов. Он только пришёл из армии, владел многими инструментами и обладал уникальными вокальными данными. Через некоторое время подтянулись профессионалы: В. Шаповалов, А. Савченко, А. Овчаренко, С. Морозов, А. Барбашов, пришли А. Щелгинский, В. Макаров, В. Чжан, В. Лепёшкин, Ю. Соловьёв, А. Ростов, В. Фокин и другие. Чтобы полностью решить вопрос с аппаратурой, решено было взять кредит в Промстройбанке. Помню, мне в банке выдали целую сумку денег: больше 30 тысяч трёшниками в пачках.

Про «Ласковый май»

— Заключили мы договор с Архангельской филармонией. Активно работали на «Днях джаза», предоставляя аппаратуру и обслуживая концерты. Многократно участвовали в концертах Дня города. С нашей помощью проводилась знаменитая дискотека С. Сидякина на стадионе «Север», собравшая огромное количество народа и милиции. Мы проводили на стадионе «Север» и в Коряжме концерты московской группы «Аверс». Но в связи с возникшими инцидентами после того как мы приняли несколько коллективов Ленконцерта (группы «Прямая речь», «Синдикат», тогдашний коллектив Ильи Олейникова (Клявера), то заключили договор уже с ними.
— Какими такими «инцидентами»?
— Их было много, а последней каплей стал приезд «Ласкового мая». Позвонил замдиректора филармонии: «Нужна аппаратура для концертов в цирке в течение недели». Мы взяли автобус, загрузили аппаратуру, приезжаем в Архангельск. Вышла группа, и оказалось, что на фонограмме у них всего шесть вещей. Они эти песни прогнали, потом снова первую. И спрашивают зрителей: «Вы не устали?» — «Неееет!!!» — «А группа «Ласковый май» устала. Концерт окончен». Тут народ собрался бить аппаратуру. Но мы грудью стояли: это не их аппаратура, это наша! Короче, гастролёры разбили стекло в туалете и убежали. А по договору, если не по нашей вине срыв концерта, филармония должна нам заплатить всю оговорённую сумму. Я за все 20 запланированных концертов деньги получаю, и стали на нас жаловаться: филармонию обирает кооператив «Инициатор». Тут мы вовремя заключили договор с Ленконцертом и перестали зависеть от филармонии.

Ксероксы или музыка

— В 1990 году ко мне обратились работники обкома комсомола: не могу ли я приобрести в Москве два ксерокса с помощью людей, достававших нам импортные синтезаторы и инструменты? С помощью этой сделки я досрочно закрыл задолженность кооператива перед банком. И понял, что занятие музыкой уже нерентабельно. Лучше заниматься копировальной техникой.
— Почему занятие музыкой нерентабельно?
— У нас за три года было много работы, но мы не могли достойную зарплату людям заплатить, а дополнительный кредит за аппаратуру на нас так и висел. А тут всего одна сделка: продали два ксерокса — и сразу проблема закрыта.
— Как вы считаете, культура в принципе может на себя заработать? Дворец культуры сможет на самоокупаемости выжить?
— На самодеятельности — не сможет. Протянет сколько-то, пока не наступит, например, время капремонта. На дискотеках, вероятно, сможет. Заработать можно на гастролях. Но в дискотеки и гастроли нужны сначала инвестиции: подготовка зала, профессиональная аппаратура (звук, свет), люди, которые будут всё это обслуживать. Культура сможет развиваться, если вкладывать в это самое развитие. Если у директора ДК голова на плечах и он сможет привлечь деньги инвесторов и спонсоров. И ещё давно пора культуре работать по новым законам (а они есть), потому что по старым и то нельзя, и это нельзя, и всё нельзя.
...Спустя 20 лет у нас по-прежнему гораздо выгоднее не производить продукт, а завозить и перепродавать готовый (а что такое организация гастролей, если не перепродажа?). И по-прежнему выгоднее торговать техникой, нежели продуктом творческой деятельности. От настоящей культуры мы постепенно переходим к суррогатам, подобно тому как набирают популярность чипсы в ущерб нормальной еде. На Западе та же тенденция, но там учреждения культуры под опекой государства и муниципалитетов, а у нас — даёшь самоокупаемость...

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Комсомольско-музыкальный бизнес
Дата публикации: 22 мая 2010

Автор(ы): Галина Чарупа   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 786
Рубрика статьи: Культура

 

3 Комментария в “Комсомольско-музыкальный бизнес”

  1. Галина июня 23, 2010 17:44

    Овчаренко и Шаповалов, “подтягивались” в КМТО “Лира”, между прочим…

  2. Виктор октября 2, 2010 4:51

    Когда А. Овчаренко создавал КМТО “Лира”, он за основу брал модель кооператива “Инициатор” со всеми его достоинствами и недостатками. Он, например, приглашал выступать коллективы имеющих собственную аппаратуру,чтобы не создавать собственную инфраструктуру, требующую вложения солидных средств. Но это было уже после того, как кооперативы перестали существовать в нашей стране, в том числе и “Инициатор” А судьба КМЕО”Лира”была предопределена нашими реалиями и основной доход получала от купли-продажи продуктов питания….

  3. Вадим ноября 16, 2010 18:21

    хорошая статья, познавательная и проясняющяя кое-что.
    Спасибо ))

Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia