ДЕЖУРНЫЙ КРИТИК

«Школа» без прикола


Пожалуй, ни один фильм за последние годы не вызывал так много споров, как молодежный сериал «Школа». Он стартовал на Первом канале 11 января, и хотя до конца просмотра осталось всего четыре серии, словесные копья по-прежнему ломаются с громким треском.


В обсуждение включились все — от учеников и учителей до премьер-министра. Крайне негативно настроена по отношению к сериалу фракция КПРФ в Госдуме, потребовавшая убрать его из эфира. Кто-то из депутатов называет сериал спровоцированной диверсией против молодежи. Министр образования и науки Андрей Фурсенко охарактеризовал «Школу» как полуправдивую историю. Положительную оценку сериалу дали премьер-министр Владимир Путин и ряд ведущих кинокритиков.
Камень преткновения — натурализм происходящих событий. В фильмах совет-ского времени на школьную тему такая откровенность была немыслима. Мудрые учителя и директора, наставляющие на путь истинный слегка заблудших учеников, — типичные образы совет-ского кинематографа. Мягко критиковались учителя и ученики, занявшие несколько неправильную политиче-скую позицию, например в фильме «Друг мой Колька». Если и были в фильмах настоящие хулиганы, то не из этой школы, с другой улицы и т. д. Приоткрылась завеса школьных тайн в начале 90-х, но тогда начали кормить такой чернухой, что вопрос об истинности отошел на второй план.
Не переступить зыбкую грань между разумом и маразмом, показать максимально возможную правдоподобность смогла молодой режиссер Валерия Гай Германика, которая сняла «Школу», известная своими лентами, в которых жёстко рассказывает о жизни современной молодежи: «Девочки», «Все умрут, а я останусь» (фильм отмечен специальный призом на 61-м фестивале в Каннах) и др. Натурализм в «Школе» не может быть не оправдан, ибо это жизнь современных школьников без прикрас. Школу я окончил 12 лет назад, но даже и в те годы ситуация была весьма близка к показанной в сериале. Может, не с таким размахом, но учительский гнет, рукоприкладство, противостояние формальных и неформальных лидеров, деление на любимчиков и «белых ворон», беспорядочные половые связи имели место быть.
При просмотре сериала я словно вернулся в то время. Вот они — взрослеющие дети, которые курят, выпивают и не выбирают выражений в общении со старшими. Вот они — учителя с плохой профессиональной подготовкой, но старающиеся завоевать авторитет дешевыми трюками, берущие и дающие взятки. Вот они — эротические сцены. Вот она — каждодневная борьба за выживание в школьном аду...
Дабы подчеркнуть, что «Школа» и есть наша жизнь, режиссер использует различные художественные приемы — рваный монтаж к примеру. Съёмки натурные, без использования декораций; музыкальное сопровождение за кадром отсутствует (если только не играет музыка из колонок, плеера в каких-то сценах); сериал снимается ручной камерой без использования штатива. Говорят герои, как в жизни, с оговорками и жаргонными словечками.
Роли 15-летних подростков исполняют 22—25-летние актеры. Но настолько искренне, прочувствованно играют — по сути, самих себя в этом возрасте.
Валерия Гай Германика поднялась до вершин такой откровенности, на которой до нее побывали немногие. Пожалуй, лишь несколько культовых американских режиссеров, снимавших про жизнь современных подростков, — Ларри Кларк («Детки», «Кен-Парк»), Гас Ван Сент («Слон», «Параноид-парк»), Грегг Араки («Полный П», «Нигде»).
Мой вердикт: сериал — отличный плевок в сторону надутого ханжества и занудного морализаторства.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: «Школа» без прикола
Дата публикации: 22 мая 2010

Автор(ы): Владимир Тикус   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 1198
Рубрика статьи: Культура

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia