- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Фото из семейного альбома Мамоновых
Фото из семейного альбома Мамоновых

Баллада о ненависти и любви

По страницам одной судьбы

Автор Юлия Попова дата: 2 июня 2010 @ 10:56 в Общество | Комментарии отключены

Золотая свадьба в музее
...В тот день играли золотую свадьбу. Счастливая семейная пара Валентина и Иван Мамоновы излучала свет пятидесяти совместно прожитых весен. Возраст жениха подходил тогда к 75, невеста была, конечно, моложе. Как водится, провозглашались тосты, раздавалось «Горько!».
Этот праздник отмечался 18 апреля 2003 года. И проходил он не в домашней обстановке и не в кафе, а в помещении городского краеведческого музея. Инициатива в данном случае принадлежала хранителям истории, а уж они-то знали, кого приглашать в этот храм.
В общем-то, только они да еще узкий круг друзей золотой четы понимали, что среди музейных экспонатов есть и такие, что ранее принадлежали этому семейству. И что есть в этой коллекции и минорные экспонаты, кричащие свидетельства, обвиняющие войну и гитлеровский фашизм.

Кошмар на улице детства
...Десятилетнюю Валю Федорович война застала в школьном лагере под Каменец-Подольским, что на Украине. Когда на город и его окрестности посыпались бомбы с немецких самолетов, детей было решено вернуть по домам, в город. С железнодорожного вокзала Валя возвращалась одна. Их глинобитная хата под соломенной крышей располагалась на окраине города, около старой турецкой крепости, где течет речка Смотрич. Поздним вечером дома девочку поджидали первые огорчения: отец уже ушел на фронт.
Кроме нее на попечении матери Веры Александровны оставались восьмилетняя Зина и четырехлетний Витольд. Мать работала в цехе по производству подсолнечного масла, попросту называемом маслобойкой. Непосильный труд осложнялся еще и приближающейся артиллерийской канонадой подступавшего к Каменец-Подольскому врага. 9 июля 1941 года наши войска оставили город. Гитлеровцы установили на за-хваченных территориях суровый оккупационный режим. Уже в первые месяцы войны они расправились с тысячами мирных жителей, а также вывезенных из Венгрии, Чехии и Польши евреев. Их лютая ненависть к людям этой национальности поистине не знала предела.
В один из таких дней фашисты схватили и повели на расстрел десятилетнюю Лену, с которой дружила Валя. С ней был её дедушка.
Потянулась за ними и Валя, хотя зрелище не для детских глаз. Перед ними предстал большой ров, в котором уже лежали голые тела расстрелянных людей и груды одежды. Офицер СС, расстреливавший людей, приказал Лене: «Раздевайс!». Дедушка начал что-то причитать, вроде того, что она не еврейка. Но палач был неумолим. Предчувствуя гибель ребенка, дедушка пролепетал дрожащим голосом: «Леночка, перекрестись!» Леночка, перекрестясь, стала на колени. И в это время у эсэсовца выпал из рук карандаш. Девочка поднялась с колен и подала его владельцу. И тут произошло что-то невероятное. Немец яростно закричал: «Шнель, убирайтесь отсюда!» Дедушка схватил девочек за руки, и все трое помчались без оглядки, не чувствуя ног.
Потрясенная случившимся, мать троих детей заболела и слегла. Носить колодезную воду в гору теперь приходилось старшим дочуркам Вале и Зине. С противоположного берега Смотрича иногда доставали пули, отскакивающие от каменного грунта.
Но беда все-таки миновала. Детям чем могли помогали соседи. Они уговорили чехов, обслуживавших кухню, раздавать оставшуюся пищу детям. В основном это была рисовая каша...
Отец Бронислав Антонович возвратился с войны в 1947 году. После взятия Кенигсберга их часть была отправлена на Восток, где вовсю наступали японские самураи. Валю он отправил к своей родной сестре Франциске Антоновне, проживавшей в Молотовске. Работала Валина тетя начальником цеха по пошиву платья в артели «Искра». Ее муж Эдуард Акимович занимал в управлении стройки должность бухгалтера. Их единственный сын Роман погиб на фронте. Утешить их горе в какой-то мере и должна была племянница Валентина.
Проживали супруги Ковач в доме 30 по улице Индустриальной. В том же 1947 году южную гостью определили в «Искру» учиться тетиной профессии. Валентина очень скоро научилась и кроить, и шить, став мастером по пошиву дамского платья. Пройдет еще три года, и она встретит молодого человека, который станет ее судьбой.

С той первой весны
...Эту страницу обыкновенной человеческой судьбы рассказал мне Иван Михайлович Мамонов, почетный ветеран Севмашпредприятия. Трогательная история, касающаяся спутницы его жизни.
«С будущей женой я познакомился у старого драматического театра. Уже не припомню, почему в тот вечер я отправился в кино один. Обычно ходил с друзьями. Я тогда проживал в одной комнате в доме 25а на Индустриальной. В кассе билетов не оказалось, и я вышел на крыльцо, чтобы поспрашивать лишнего билетика. Обратил внимание на одиноко стоявшую девушку. Она рассчитывала на тот же самый случай. В кино попасть не удалось, и мы невольно пошли вместе. Я проводил ее до дома. А на следующий день уже дежурил возле этого дома.
Ко времени нашего знакомства Валентина уже в совершенстве владела профессией швеи и закройщицы. Позднее она не без гордости демонстрировала мне свидетельство о награждении грамотой Председателя Правления Совета промысловой кооперации РСФСР за высокие производственные показатели и отличное качество продукции.
Я в ту пору тоже служил этому самому «качеству продукции». Только это было не швейное производство, а судоверфь, выпускавшая надводные, а затем и подводные корабли. Трехлетняя дружба с Валентиной привела нас к свадьбе. Случилось это 18 апреля 1953 года, а спустя несколько месяцев получили мы комнату в доме 15 по улице Арктической (ныне проспект Ленина). Приданым молодоженам служил единственный предмет мебели — диван, а в качестве стола, на котором пили чай, приспособили... чемодан. На новоселье приезжала мама. Валентина как-то быстро приобрела авторитет у моих родителей. Вместе с женой мы вырастили двух дочерей — Зинаиду и Ларису. У нас есть и любимые внуки.
Мы с Валей много ездили по стране, путешествуя по самым заповедным местам большой страны. Постоянно ездили в Каменец-Подольский к ее родителям. Я был окружен ее заботой, отвечая ей тем же. А триумфом совместной жизни стала золотая свадьба, состоявшаяся в городском музее в апреле 2003 года».
Вот такое счастливое продолжение начавшейся в оккупированном фашистами городе истории. К сожалению, Валентина Брониславовна не так давно ушла из жизни. Но Иван Михайлович хранит историю создания семьи, рассказывая её детям и внукам. Ведь без прошлого нет настоящего.
Юрий АНАНЬИН


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2010/06/02/ballada-o-nenavisti-i-lyubvi.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.