В.З. Фридман (слева) среди встречающих мэра Москвы  Ю.М. Лужкова.
В.З. Фридман (слева) среди встречающих мэра Москвы Ю.М. Лужкова.

Человек-оркестр

Вспоминая Виктора Фридмана

Помнится, день рождения этого незаурядного человека приходится на 12 июня. Круглая дата наступит в следующем году, Виктор Зиновьевич Фридман родился в 1931-м. А в этом году — дата печальная: десять лет назад он ушел из жизни. Родные и друзья яркого журналиста подготовили о нем сборник воспоминаний, которые редактировала северодвинская журналистка Ольга Голубцова. Свои воспоминания попросили написать и автора этих строк.


Человек-оркестр. Если у кого-то возникнет параллель с фильмом одноименного названия, хочу предупредить, что к личности Виктора Зиновьевича Фридмана эта французская лента отношения не имеет. Хотя Фридман и был чем-то похож на исполнителя главной роли Луи де Фюнеса, а если требовалось, то и вокальные данные проявлял.
Нет, Фридман запомнился мне как человек-оркестр телевидения, на котором он мог быть и композитором, и дирижером, и главным исполнителем. А также директором — организатором всего процесса.
Если мне не изменяет память, в комитет по телевидению и радио Архангельского облисполкома мы пришли почти одновременно, в 1971 году. Я, из каргопольской районной газеты, — корреспондентом радио; Виктор Зиновьевич, ас голубого экрана из Ульяновска, — главным редактором областного телевидения. Тогдашняя зеленая молодежь смотрела на Фридмана снизу вверх и многому у него училась. Можно было подивиться, с каким размахом он организовывал акции всесоюзного масштаба вроде телефестиваля к 30-летию Победы, как снимал мас-штабные фильмы-интервью с легендарными соотечественниками — такими как адмирал Кузнецов и полярник Папанин.
А в 80-е довелось работать рядом с Фридманом. Меня тогда перевели из областного радио на должность заместителя председателя комитета по телевидению. Положение было сложное — опыт управленца минимален, телевизионного опыта не было вообще. Требовались учителя и наставники, и, разумеется, Фридман был из их числа. (Благо, по возрасту я почти что годился ему в сыновья.) Виктор Зиновьевич не читал лекций по профессии, а скорее заражал собственным энтузиазмом и мастерством. Зная о моей аграрной специализации на радио, предложил вести телецикл на сельскохозяйственные темы. А главное, пожалуй, — много рассказывал о телевизионной практике, делился замыслами, не пренебрегая мнением неофита.
Журналистика, и телевизионная в том числе, состоит отнюдь не только из открытий и сенсаций. Существует ежегодный круговорот тем, в те годы было немало пресловутой политической трескотни. Фридман старался самый ординарный сюжет превратить в событие и найти в этом единомышленников. Не только среди студийцев. Помню, как он бурно радовался, когда секретарь обкома КПСС по идеологии Юрий Николаевич Сапожников на передачу о новом учебном году в системе партийного просвещения привез большую сумку красочно изданных пособий: «Представляешь, как это оживит видеоряд!»
Были у Виктора Зиновьевича и особо любимые им темы. Прежде всего — Великая Отечественная война. Он хранил в памяти множество имен не только ее полководцев и командиров, но и рядовых бойцов. И был готов мчаться на съемки телеочерков о важнейших событиях войны хоть в Сталинград, хоть в Мурманское Заполярье.
Среди других его привязанностей (может быть, не по рангу) назову хоккей с мячом. В середине 80-х архангельский «Водник», вы-бравшись из подвала первой лиги, начинал путь к победам в масштабе страны и мира. Вспоминаю март 87-го. В обстановке небывалого ажиотажа на стадионе «Труд» выигран у красногорского «Зоркого» полуфинальный матч Кубка СССР. Финал в Мурманске, с чемпионом страны московским «Динамо». Для областного телевидения организовать трансляцию из другого региона было по тем временам необычайно сложно. Фридман несколько дней висел на телефоне. И наконец вбежал с торжествующим видом: «Все согласовано. Подписывай командировку Пролетарскому». Наш диктор-комментатор Валентин Пролетар-ский с подъемом вел репортаж из Мурманска, где «Водник» хоть и проиграл, но сделал серьезную заявку на будущее.
В те годы ранней перестройки телевизионщики жили, естественно, не единой историей и спортом. Мы стремились соответствовать запросам времени. Архангельское телевидение в числе первых по стране стало устраивать дискуссии в прямом эфире, обращаться к самым серьезным и больным проблемам. Помнится, летом 86-го замахнулись на передачу о переброске рек Севера в Волгу. На моей родине в Каргопольском районе уже начинались работы по строительству небывалых в истории гидроузлов (самый мощный из них должен был разместиться как раз в моей родной деревне Горке на реке Свиди). Отношение общественности к суперпроекту было, мягко говоря, неоднозначным. И тут нам выпал шанс затащить на передачу вице-президента Академии наук СССР Александра Леонидовича Яншина. Вместе с ним, помнится, была председатель областного отделения Географического общества молодой декан геофака АГПУ Марина Белогубова. Академик (не имевший, кстати, высшего образования — так уж сложилась его научная биография) высказал ряд серьезных сомнений в целесообразности проекта переброски рек. Не помню уж в деталях, как удалось протолкнуть эту передачу через цензуру. Но она вышла в эфир, а вскоре последовало известное постановление политбюро ЦК о прекращении проекта.
У Фридмана всегда была под рукой пухлая и растрепанная записная книжка, в которой было записано множество телефонов. Он постоянно пополнял коллекцию своих знакомцев, стараясь, естественно, вытащить их на экран Архангельского телевидения. Телеведущий Юрий Сенкевич, олимпийский чемпион Владимир Васильев, начальник Амдерминского управления гидрометслужбы Артур Чилингаров — будущий Герой Советского Союза и Герой России, депутат Госдумы от Архангельской области... Этот список, наверное, был бесконечным.
В 1987-м я ушел с телевидения, став редактором северодвинской газеты «Северный рабочий». Кто бы мог подумать, что эта участь ждет и самого Фридмана. Но так случилось в годы перестроечных кадровых перемен. Виктор Зиновьевич, не теряя присутствия духа, редактировал газету «Речник Севера». А потом вновь настало его время, когда губернатор Павел Балакшин пригласил Фридмана возглавить пресс-службу областной администрации. Возглавить — это, пожалуй, громко сказано, в то время пресс-служба существовала в единственном (Виктора Зиновьевича) лице.
Не будем упрекать его преемников, при которых на этом месте возник целый департамент. Лучше воздадим должное Фридману, который успевал отслеживать все важнейшие события жизни области, действия губернской власти и снабжать информацией о них СМИ. А попутно «вести» свои любимые темы, находя для них масштабные и нестандартные решения. Он многое сделал для наведения мостов между властью и командой «Водник», и архангель-ские хоккеисты стали сильнейшими в России и мире. Последний выход в море с Иваном Дмитриевичем Папаниным после его скорой кончины отозвался установкой мемориальной доски в честь героя-полярника на здании областной администрации. Перечень подобных дел и инициатив Фридмана, несомненно, можно продолжать долго...

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Человек-оркестр
Дата публикации: 9 июня 2010

Автор(ы): Николай Кочуров   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 419
Рубрика статьи: Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia