Н.И. Мокеев (ведущий технолог), В.А. Рехачев (мастер электромонтажных работ), А.Ф. Зрячев (главный инженер), капитан ледокола «Ленин» Б.М. Соколов, В.Т. Калганов (ответственный сдатчик) на одной из встреч участников ремонта атомного ледокола «Ленин». Фото из архива музея
Н.И. Мокеев (ведущий технолог), В.А. Рехачев (мастер электромонтажных работ), А.Ф. Зрячев (главный инженер), капитан ледокола «Ленин» Б.М. Соколов, В.Т. Калганов (ответственный сдатчик) на одной из встреч участников ремонта атомного ледокола «Ленин». Фото из архива музея
ДАТЫ

Победа над скептиками


На горизонте у ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка» славная дата — 40 лет подписания акта о приёмке в эксплуатацию после ремонта и модернизации атомного ледокола «Ленин». 20 июня 1970 года в Баренцевом море на борту обновленного атомохода состоялось это поистине эпохальное событие.


О качестве работ, проведённых четыре десятилетия назад на «Ленине», говорит его почти 20-летняя бесперебойная работа в арктических широтах. В первую очередь, это касается атомной энергетической установки корабля. «Звёздочка» не только вовремя и в полном объёме выполнила возложенную на неё задачу по замене АЭУ, отличные результаты оказались судьбоносными — подтвердили: «Атомному ледокольному флоту — быть!».
Это особо отметил капитан ледокола-пионера «Ленин» Герой Социалистического Труда Борис Макарович Соколов. На встрече в музее предприятия в 1990 году, посвящённой 20-летней годовщине сдачи заказа, он с благодарностью отозвался о заводчанах и их заслугах перед Родиной: «За двадцать лет ни от меня, ни от кого-то из экипажа не прозвучало ни одного плохого слова в адрес заводчан, ни одной рекламации подано не было. Всё это благодаря стараниям коллектива «Звёздочки». Сработано поистине колоссально!»
Борис Макарович вспоминал:
— С первой энергоустановкой ОК-150 пришлось помучиться, ведь она обладала низкой ремонтопригодностью. Новая ОК-900 в сравнении с ней — день и ночь. Старую за шесть лет мы никогда не могли вывести на полную мощность, случались неполадки, и это давало серьёзные козыри противникам атомного флота. Но когда уже с новой АЭУ мы показывали отличные результаты работы ледокола, это обезоруживало скептиков.
Не будь безаварийной работы «Ленина» за все 19 лет, последующих за ремонтом, не будь этого высочайшего качества работы «Звёздочки», будь хоть малейшие срывы в эксплуатации установки — трудно было бы переубедить маловеров, сомневающихся в будущем этой техники.
Но мы, экипаж, верили! Особенно в Арктике. И те суда, которые шли северными морями, знали: «Ленин» придёт, зимовки не будет!
Ведь что такое ледокол с атомной энергетической установкой? Возьмём топливо. В сутки двигатели без «атома» потребляли бы 560 тонн каменного угля или 240 тонн дизельного топлива. Ледоколам без ядерного топлива пришлось бы «прицепом» помимо каравана судов водить за собой заправщик. На «Ленине» же после одной (!) за-грузки ядерного топлива мы могли проходить 4—5 арктических навигаций. Причём вести за собой суда в сплошных льдах до двух метров толщиной.
Новая установка зарекомендовала себя отлично. Если на установке первого поколения за шесть лет было пройдено 82 тысячи морских миль и проведено 400 судов, то после ввода установки ОК-900 и модернизации ледокол прошёл более 500 тысяч морских миль — более тридцати кругосветных плаваний. С новым «сердцем» осуществлена проводка во льдах 3341 транспорта: рыболовных, торговых, промышленных судов и военных кораблей.
Необходимость атомных ледоколов на Севере и их надёжность была доказана — доказана «Лениным». Но необходимо сказать, что этого не произошло бы, не будь того энтузиазма, грамотности и высокой трудоспособности экипажа, рабочих «Звёздочки» и контрагентских организаций. Было трудно: в кратчайшие сроки требовалось выполнить огромный объём работ, изготовить уникальное оборудование, освоить новые технологии. Но они все вместе доказали: у страны будет атомный ледокольный флот. Уже с начала 70-х годов начинает строиться ледокол второго поколения «Арктика». Следом за ним пошли «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», «Севморпуть», «Ямал», «Урал». «Ленин» вошёл в историю прототипом судов и надводных кораблей с атомной энергетической установкой.
Наряду с этим первенец ледокольного флота стал превосходной школой для экипажей будущих ледоколов. Члены его команды уже на них применяли накопленный опыт.
— Что дал ледокол после своего второго рождения в 1970 году для всего арктического судоходства, говорить можно долго и много, — рассказывал капитан Соколов. — Приведу лишь несколько примеров. Добыча руды в Дудинке: вывоз возможен лишь в период кратковременной навигации. В результате накапливались горы этой руды, которая ждала отгрузки на транспорт. Благодаря «Ленину» стала возможной круглогодичная проводка судов на Дудинку.
Ещё пример. Доставка труб для нефтегазовых месторождений Ямала в цикле составляла восемь месяцев. В 1976 году «Павел Пономарёв», проход которому обеспечил «Ленин», смог морем осуществить эту доставку за две недели! Трубы выгружали прямо на припай без повреждений и загрязнений, которые неизбежно возникали при старой схеме доставки их из Германии железнодорожным и морским транспортом с многочисленными перегрузками. А в навигацию 1977—1978 годов ледокол отработал 390 суток — 13 месяцев длилась эта навигация...
Только совместная и слаженная работа создателей — научной мысли, техники, рабочих рук заводчан и экипажа, воплощённая в возрождённом ледоколе, позволила Советскому Союзу уверенно встать на суровые трассы Северного морского пути, где Россия остаётся до сих пор.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Победа над скептиками
Дата публикации: 10 июня 2010

Автор(ы): Артем Хошев   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 38
Рубрика статьи: Звездочка

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia