Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца

Спецоперация «ЕГЭ»

Споры противников и сторонников вокруг него не утихают

С самого начала своего существования ЕГЭ вызывал массу споров. Даже сейчас, спустя несколько лет после введения в школах и признания Верховным судом РФ процедуры его проведения законной, он вызывает, пожалуй, больше вопросов, чем ответов.


Нынешнее лето началось со скандалов: прокуратура занимается грубыми нарушениями, зарегистрированными в ряде регионов России. Так, например, в Башкирии задания за дочь решал отец, а ответы присылал по запрещенному на экзамене мобильному телефону. В школах Астраханской и Ростовской областей за подобным действом поймали нескольких учителей.
Огня в топку добавила и популярная ныне тема влияния ЕГЭ на здоровье и психику детей. Начало ей было положено еще несколько лет назад. В этом году уже отмечено несколько случаев суицида. 27 мая, не выдержав нервного напряжения и волнения перед сдачей ЕГЭ, руки на себя наложил
18-летний выпускник одной из школ Воронежской области. Менее чем через неделю из окна седьмого этажа выпрыгнул московский подросток. По основной версии, он сделал это из-за неудачно сданного ЕГЭ. Чиновники меж тем считают, что шумиха вокруг экзамена искусственно нагнетается: «повесился из-за ЕГЭ» — это просто повод поднять шумиху.
Нет единства по поводу его сдачи и среди самих учеников: первые радуются, что одним махом решают ряд проблем — «отстреливаются» и за выпускные экзамены, и за вступительные в вуз сразу. «ЕГЭ очень просто сдать, ну очень. Математику и физику сдавал «на шару», выбирал случайные значения, без части B, где надо было решать. Так я набирал по 37—45 баллов. Просто пальцем в небо, а если бы решил часть B, то все бы 70—80 были». «Это уже давно проверенный факт: если будешь писать во всех вариантах одинаковые ответы, то наберешь 33 процента нужного результата», — делятся своими «наработками» на интернет-форумах бывалые. Другие же дрожат как осиновый лист и пьют лекарства.
А все потому что единый государственный слишком многое ставит на карту: его результатами по сути определяется вся будущая жизнь ребенка. Однако качество и методы проведения самого экзамена вызывают массу сомнений. С его введением коррупция из вузов перенеслась в сферу школьную, считает заведующий отделом социологии исследовательского центра «ИНДЕМ» Владимир Римский, недавно вы-ступавший в Северодвинске на семинаре «Взаимодействие СМИ и НКО в борьбе с коррупцией».
По мнению Римского, ЕГЭ сегодня становится заменителем знаний, а не измерителем их уровня. Тесты, служащие этой задаче, делаются на основе научной методики, что предполагает ее открытое обсуждение. В ЕГЭ же задания разрабатывает одна организация, без посторонних вмешательств. Контрольно-измерительные материалы (до недавнего времени их все же величали тестами) не проверяют способность учеников рассуждать, а ориентируют их на зубрежку. Ничем не подкреплена их валидность: неизвестно заранее, сколько нужно набрать баллов, чтобы получить оценку: порог определяется уже после сдачи.
Так модные сегодня репетиторы по сути занимаются повальным натаскиванием на решение типичных заданий.
— Уровень знаний от этого не повышается, но реальные знания в этой ситуации уже никого не волнуют. Главное — хороший балл по ЕГЭ, — считает Владимир Львович.
Но самое главное нарекание вызывает то, что ЕГЭ является одним инструментом для аттестации школьников, их поступления в вузы и проверки деятельности региона. Знания по курсу школы не могут быть достаточными для поступления в вуз: тем же журналистам для поступления важны результаты конкурса творческого, а не тестов. Известен ряд неприятных историй, когда вчерашние школьники, поступившие в престижные вузы по результатам ЕГЭ, с треском провалили главные контрольные. Ректор МГУ Виктор Садовничий, например, отметил, что на факультетах его вуза с заданиями справились менее половины, а на некоторых факультетах и менее 80 процентов первокурсников...
Как тут не призадуматься о влиянии единого государственного... По мнению того же Владимира Римского, его следует поэтапно заменить системой национального тестирования. Но вот готовы ли мы к этому?

МНЕНИЕ
Процесс сдачи ЕГЭ проходит в жестких организационных рамках, что добавляет нер-возности в стрессовую ситуацию в период экзамена. Я думаю, что об этом просто никто не задумывался — как по-человечески организовать процесс сдачи ЕГЭ, чтобы минимизировать стресс для школьников. Учителя говорят: «Для нас результаты ЕГЭ — оценка нашей работы. И вполне естественно, что мы требуем как можем». Но, может, стоит подумать о детях?
Доктор биологических наук Марьяна Безруких

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Спецоперация «ЕГЭ»
Дата публикации: 16 июня 2010

Автор(ы): Екатерина Курзенева   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 1288
Рубрика статьи: Молодежь Северодвинска

 

Один комментарий в “Спецоперация «ЕГЭ»”

  1. Ася Ковалевская июня 16, 2010 18:09

    Получается, что все знания за 10 лет сводятся к одному-двум тестам, которые можно, если повезет, решить на задумываясь, случайно. То есть мы переняли западный метод оценки знаний - тестовый. А зачем? НАдо было сохранять то разумное, доброе, вечное, чему учили нас раньше учителя. ДУша из школы уходит. Остается только страх - за то, что не там поставишь крестик…

Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia