- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

СЕГОДНЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ

Вахты несли сутками

Автор Анатолий Попов дата: 22 июня 2010 @ 16:34 в Общество | Комментарии отключены

Напомним, что 22 июня 1941 года в выступлении по национальному радио премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль сделал заявление о том, что его страна окажет России и русскому народу всю помощь, какую сможет. Его поддержал и президент США Франклин Рузвельт. Конкретный размер англо-американских военных поставок в СССР был определен на Московской конференции представителей трех держав 29 сентября — 1 октября 1941 года. 7 ноября президент США объявил о распространении на СССР закона о ленд-лизе, предусматривавшего предоставление взаймы или в аренду военной помощи. Было определено основанное направление морского грузопотока в 1941 году из Англии и США — порт Архангельск.
Первый караван судов союзников в составе семи транспортов пришел в Архангельск 31 августа 1941 года. (Конвой получил впо-следствии кодовое обозначение «PQ-О» «Дервиш»). Было доставлено 10 тысяч тонн каучука, 64 самолета, 3800 глубинных бомб и магнитных мин, другие грузы. Так началась эпопея по обеспечению СССР стратегическими военными грузами. Первые месяцы войны показали, что такого количества судов порт областного центра — принимать, разгружать и загружать российскими грузами — технически не приспособлен.
17 сентября 1941 года было принято постановление Совнаркома, а 9 ноября — постановление Государственного комитета обороны СССР «Об Архангельском порте», в которых отводилась большая роль Молотовску (для секретности наш городской порт стал именоваться «Участок Молотовск»). Претворить эти документы в жизнь взялся областной комитет ВКП(б). Решение обкома поддержало правительство, так как от работ в Молотовске во многом зависел успех всех операций по проводке конвоев.
Основой для порта должны были стать три недостроенных временных причала на заказном участке акватории строившегося судостроительного завода № 402. Возводить задуманное пришлось, как говорится, с чистого листа. Трудности начались с первых дней работы: не хватало техники, специалистов, рабочей силы. Большие помехи создавали погодные условия, в частности зима 1941 года. Вело работы строительство № 203 НКВД, возводившее корпуса завода № 402. Сплошная линия причалов, временная угольная база для бункерных судов, прокладка подъездных железнодорожных путей, базы для приема жидкого груза с прибывающих танкеров для бункеровки военных кораблей, дноуглубительные операции — вот основные работы осенне-зимнего периода 1941 года.
Одновременно с подготовкой фронта разгрузочных операций необходимо было создать также условия и для погрузки транспортов, уходящих с обратными конвоями в Англию (СССР снабжал союзников некоторыми видами сырья, в том числе лесом и рудой). Всего за 1941 год из Англии и Исландии в порты Белого моря прибыло семь союзных караванов общим составом в 52 транспорта (из них восемь советских). Десять судов этих караванов были обработаны в Молотовске. А ведь в этот период порт имел в своем распоряжении всего пять кранов и два передвижных транспорта. Из 25 тысяч грузов, переработанных портом в 1941 году, только для четырех тысяч использовались механизмы. Работы шли круглосуточно в две смены по 12 часов.
Капитаны как союзных, так и отечественных судов были удовлетворены темпами работ в порту, тем более что здесь, на заводе № 402, плавсредства получали необходимый ремонт, в котором нуждались. С этими сложнейшими задачами в Молотовске справлялись. Так определилось основное назначение военного города — служить ремонтной базой для судов ленд-лиза.
С годами нарастали производственные возможности порта. В 1943 году здесь уже эксплуатировалось восемь портальных кранов, доставленных из-за границы. Молотовский водный район стал самым механизированным участком Архангельского порта, что позволило ему взять на себя существенную часть работ, приходившихся на головной порт. Судите сами. В 1943 году Молотовск принял 69 иностранных и советских судов, переработал 228 тысяч тонн грузов (44% от общего количества), разгрузил, погрузил и отправил 11,5 тысячи железнодорожных вагонов (65% всего вагонооборота по Архангельскому порту).
Рекордным для Молотовского порта оказался 1944 год. Наши портовики обработали 480 тысяч тонн грузов (44% всего объема по головному порту). В мае был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении портовиков за успешную работу по погрузке и отправке военных материалов и продовольствия, поступающих через северные порты СССР. Из портовиков Архангель-ска были отмечены 190, большинство из которых — молотовцы. Ордена Трудового Красного Знамени был удостоен начальник Молотовского порта М.Ф. Причерт, орденом «Знак Почета» — его заместители А.И. Белый, Ф.В. Шульгин. Многие портовики были награждены медалями «За трудовую доблесть» и «Трудовое отличие». Некоторые работники порта получили боевые ордена. Так, орден Красной Звезды заслужили начальники причалов Я.А. Брандис, В.Ф. Носов, а также капитан порта Н.А. Осиновский, старший стивидор А.П. Полещук и бригадиры П.Д. Кузнецов, Н.Ф. Кукушкин, Б.П. Мельников, С.Е. Песьяков, Г.Ф. Фомин.
В 1945 году наш порт принял суда последних трех караванов и также обработал их с высокими показателями. По официальным данным Министерства морского флота СССР, через Архангельский порт за годы войны прошло два миллиона тонн импортных и 0,7 миллиона тонн экспортных грузов. Не менее одного миллиона тонн из них, преимущественно импортных грузов, пришлось на долю Молотовска. Этим и определяется выдающаяся роль, которую играли наш город и порт в обеспечении поставок по ленд-лизу.
Летом 1991 года в дни празднования 50-летнего юбилея «Дервиша» на фасаде городского железнодорожного вокзала и в военном порту были установлены мемориальные доски, на которых запечатлена роль нашего города как порта стратегического значения в годы войны. Память о том суровом времени живет в воспоминаниях ветеранов на страницах городских газет, в изданиях, повествующих о тех людях, кто своим героическим трудом ковал победу над фашистской Германией. В эти праздничные дни к мемориальным доскам, посвященным городским портовикам и корабелам, возложат живые цветы.

(Для подготовки публикации использованы факты из очерка Леонида Шмигельского «Порт-боец»).


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2010/06/22/vaxty-nesli-sutkami.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.