Прессотерапия,

или Чья правда правдивее?

Истерия — нет, простите, истОрия с изъятием газеты «Правда Севера» из киосков архангельского МУП «Роспечать» и ужесточением условий договора распространения обрастает новыми подробностями. Вот уже и член Общественной палаты России Павел Гусев после обращения главного редактора «ПС» Светланы Лойченко озадачился проблемой, заинтересовался ситуацией и Альянс руководителей региональных СМИ России. Редакция направила жалобу в управление Федеральной антимонопольной службы и бьёт в набат, крича о том, что в Архангельске ограничивают свободу слова.


Весьма объективно ситуацию описал бывший автор «Правды Севера» Андрей ПЕРЦЕВ на ЗАКС.ру в статье «На Севере исчезла «Правда», в которой представил разные точки зрения на подоплеку конфликта.
Большинство экспертов сходятся на политической составляющей. Мол, «Правда Севера» находится в зоне влияния администрации Архангельской области, у которой своя правда, и зачастую отличная от истины муниципальных чиновников. Вот якобы мэр Архангельска и «обиделся»... использовав при этом административный ресурс, ведь Роспечать — предприятие муниципальное, учредителем которого является мэрия областного центра. Конфликт Павленко и «Правды Севера» связывают и с введением в городе института сити-менеджера: нужно дискредитировать действующего мэра. Многие уверены: газета лишь инструмент достижения целей, печатный продукт — и с ним играют в привычные для политики игры, на правила которых редакция, по сути, согласилась сама...
Сегодня «Правду Севера» после «смены власти» в 2009 году, когда акции издания были скуплены, устойчиво ассоциируют с администрацией Архангельской области. О власти рекомендуется писать, как о покойнике: либо хорошо, либо ничего. Еще бы! Выносить сор из избы не рекомендовали даже наши предки.
Разговоры об угрозе ограничения свободы слова, которая якобы появилась после «развода» газеты «Правда Севера» с Роспечатью, у многих вызвали улыбку. Инструмент административного ресурса за-явил о том, что его душат административным ресурсом!
В суде, чтобы ответчик возместил компании вред, нанесенный деловой репутации, нужно доказать: а была ли эта самая положительная деловая репутация? Так и здесь логично спросить: а была ли свобода слова?
Мы называем пропаганду и рекламу власти журналистикой. И наперед знаем, чье мнение будет превалировать на страницах «карманных» газет. Говорить и писать можно все, что думаешь, но думать следует осторожно... Это УСЛОВИЯ, в которые поставлена зависимая от чиновников пресса, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, в которых она вынуждена работать. Соглашаясь на дотации, она должна жить спокойно, заниматься оплаченной пропагандой. Попытка призвать к идеалам свободной и независимой журналистики — это игры в романтику. А свобода слова? Она давно умерла! Этого кто-то еще не заметил?
Власть и СМИ не умеют вести цивилизованный диалог. На особо значимые мероприятия в областном правительстве допускают только «своих» спецкоров, а чтобы добиться «благосклонности», приходится настойчиво пробиваться к руководству пресс-служб и доказывать, что ты не баран. На критические статьи чиновникам запрещено давать комментарии, власть вообще стремится ни о чем публично не высказываться. На всякий случай.
Мы уже привыкли к тому, что государственный и муниципальный заказ на информационное обслуживание распределяется по критериям, которые четко разрабатываются под определенные властью издания; к тому, что оппозиционные газеты запрещают печатать в наших типографиях, потому их штампуют в Череповце или Вологде... И если груз не перехватят по дороге в Архангельск — считай, повезло.
Всерьез обсуждать события, влиять на информационную открытость власти отваживаются не многие. Проще имитировать независимость, протаскивать заказуху. Иные так преуспели, что гордятся, что каждая полоса в номере проплачена. Ругать или хвалить — какая разница. Деньги на счет — и принимайте работу.
Финансовая сторона конфликта, пожалуй, заслуживает большего внимания, чем политическая, хотя они сплетены в единый клубок. Прогноз экспертов медиарынка неутешителен: лет через пять печатные издания неизбежно будут вымирать из-за отказа системы дистрибуции. Первые звоночки прозвучали еще вчера: расходы на доставку «Почта России» и торговая розница довели до таких ставок, что порой приходится доплачивать к подписной цене. С такими партнерами экземпляры газет для издателей становятся практически золотыми. Конфликты вспыхивают регулярно и свидетельствуют о том, что в экономике печатных изданий нужно что-то менять.
Никто не сомневается, что выбор будущего будет в пользу качественного контента печатных СМИ, которым, кстати, придется выдерживать мощнейшую конкуренцию с Интернетом. Однако что бы ни говорили про призрак смерти для «печатных органов» власти, они будут жить. Пока власть будет тратить миллионы рублей на прессу, пока она ей нужна, газеты будут печатать. Если надо — до каждого жителя их донесут персонально. И те же миллиардные субсидии «Почте России» — своеобразный элемент давления на печать, которая должна доносить правильную правду.
Получается, зависимые от власти газеты еще какое-то время будут вне конкуренции и вне свободы слова. До того, пока в России не подрастет продвинутое web-поколение.
Елена СВЕТЛИЧНАЯ,
главный редактор
газеты «Бизнес-класс. Архангельск»

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Прессотерапия,
Дата публикации: 26 июня 2010

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Политика

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia