- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца

Возраст веры

Второе крещение Руси или катехизация всей страны?

Автор Наталья Шевцова дата: 26 июня 2010 @ 12:48 в Культура | Комментарии отключены

Вот уже два года журналисты городских СМИ собираются в кинокомплексе «Родина» для обсуждения художественных фильмов. Они обратили внимание, что в последнее время наметилась тенденция активного вовлечения в сценарий Церкви. Фильмы «Поп» и «Предстояние» — яркое тому свидетельство. Поэтому к духовным лицам накопились вопросы, на которые согласился высказать свою точку зрения отец Иоанн. Так получилось, что беседа, начавшаяся с обсуждения фильмов, плавно перешла в сферу церковной ситуации в нынешнем обществе. И возникли вопросы о Боге, о вере, о том, как воспитать и научить новое поколение.
— Отец Иоанн, каково ваше личное мнение о названии фильма «Поп»? Ведь для многих это слово несёт отрицательную окраску.
— Вспомним, в советский период «Сказка о Попе и о работнике его Балде» играла в антицерковной пропаганде заметную роль. Неудивительно, что слово «поп» ассоциировалось с чем-то неприятным и хитрым. Но позже я узнал, что это коптское слово, которое означает «папа». Это слово в обиходе и у духовных лиц. Так что меня само по себе слово «поп» не оскорбит. Важнее — интонация, с которой оно будет произнесено.
— До 18 лет вы считали себя атеистом. Как же произошёл переворот в сознании и пришло понимание, что Бог есть?
— Конечно, я догадывался, что Бог есть, как и большинство людей. Как-то в шестом классе я пришёл из школы домой и не обнаружил ключа от квартиры. В очередной раз проверив все карманы и портфель, я сказал себе: «Если есть тот самый Бог, то пусть ключ найдётся!» И после этого, запустив руку в карман, я действительно нашёл ключ. Таких случаев было несколько. И позднее они дали мне возможность сделать вывод: настоящее чудо Божье никогда не насилует. Бог всегда даёт возможность человеку истолковать произошедшее с ним самым естественным образом. Я так и говорил себе: ключ нашёлся, потому что я успокоился, а ключ лежал в кармане. Но однажды я собрался с духом и сказал себе правду: ключ нашёлся, потому что мне помог Бог. Вот тогда для меня открылась дверь не только в квартиру, а в незримую реальность, и Бог стал ближе.
— Но разве так трудно признать, что Бог есть?
— Мне кажется, это поступок. Если признаешь, что Бог есть, то начинается другая жизнь. Мне Господь открылся как некая полнота, как радость, если хотите, как невероятное приключение. Он стал для меня не только тем, Кто помогает в сложные моменты жизни, а и тем, Кто приходит как невероятный дар и наполняет жизнь смыслом.
— Во время упадка Рима язычники, даже уверовав, не спешили креститься из боязни кардинального изменения жизни. Не происходит ли что-то подобное и в нашем обществе?
— Я знаю, как сложно найти путь в глубину церковной жизни. Но и сама Церковь всегда знала об этом. Существовала целая система катехизации или оглашения, созданная в помощь людям, идущим к Богу. Был даже специальный институт в Церкви — катехуменат, который сложился к середине II века. Именно тогда в церковь пошли язычники, которые и в Бога-Творца ещё не верили. Кстати, до VI века младенцев крестили редко, в основном крещение принимали взрослые люди. Тогда два-три года оглашения были нормой. Церковь готовила человека к сознательному, ответственному принятию веры. Ведь сила Церкви именно в таких людях. В наше время возрождение этих традиций вполне реально. Сейчас после 70-летия сознательного тотального разрушения Церкви, можно сказать, происходит Второе крещение Руси. И всё громче звучит голос о необходимости научения людей, о катехизации. Ведь на практике крещёные люди ничем не отличаются от некрещёных, кроме самомнения.
— В Екатеринбурге, к примеру, решили не крестить людей «с улицы»...
— Мне известно, что в Екатеринбургской епархии введено правило: священники не могут крестить без 12 предварительных встреч. Но я не думаю, что это решение проблемы. Скорее всего опыта одной епархии хватит, чтобы понять: катехизация — не формальная вещь. Можно провести и 12 бесед, и 22 беседы, и ровным счётом ничего не изменится. Катехизация — это живой процесс, где в основе не количество бесед, а реальное изменение жизни.
— Можно ли рассматривать как часть процесса катехизации введение православия в школьный учебный процесс?
— Этот предмет вводить в систему образования надо. Хотя бы потому, что мы живём в стране, культура которой была сформирована и несёт на себе отпечаток Православия. Однако кто и что будет преподавать — большой вопрос. Есть опасения, что этот предмет может стать чисто формальным, на уровне подработки учителей. Вообще же если говорить о передаче традиции веры, то я убеждён: начинать надо не с детей, а с взрослых.
— Но многие родители, будучи православными, не знают, как приучить детей к Церкви. Что им делать?
— Есть такое явление — дети верующих родителей. Эта реальность, с которой наша Церковь познакомилась не так давно. Ведь в конце 80-х—начале 90-х те, кто приходил в церковь, воспринимали христианство как что-то удивительное, необычайно новое. А вот их дети имеют всё это сразу и не знают этому цены. И вот эта проблема, с которой буквально только что столкнулись. И я, например, пока не представляю, как её решать.
— Но пытается ли сама Русская православная церковь решать проблему воспитания?
— Пытается. Но надо понять и положение Церкви в нашей стране. Она сама мучительно возрождается. Это связано не только с открытием храмов, но и с нехваткой кадров. К 1940 году практически все кадры духовенства в нашей стране были уничтожены. На свободе оставались лишь три-четыре епископа, и 200 незакрытых храмов на всю страну. Вот и представьте: 200 храмов по всей территории России — от Дальнего Востока до Бреста... Церковь была на грани полного уничтожения. Поэтому ожидать от неё восстановления за такой короткий период нельзя. Но и основания для надежды серьёзны. Сам факт возрождения Церкви в России говорит о том, что в её глубине живёт воскресший Христос.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2010/06/26/vozrast-very.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.