«Сказочный» сезон
73-й сезон Северодвинского драматического театра стал достоянием истории. Завершились репетиции комедии «Прибайкальская кадриль» и молодёжной драмы «Золотой мальчик», которые зрители увидят в октябре. И после воскресной сдачи обоих спектаклей актеры отправились в отпуск.
Предлагаю вспомнить, чем порадовал или, наоборот, огорчил театр зрителя в ушедшем сезоне. Сразу прошу не обольщаться: вынесенный в заголовок эпитет не означает, что все поставленные в этом сезоне спектакли — шедевры. Сказочным я назвал сезон потому, что впервые за восемь лет в нем выпущены сразу три сказки, и это половина новых спектаклей сезона.
Репертуар творили казанский режиссер Валентин Ярюхин («Инспектор Гул, или Он пришёл»), появившийся у нас после шестилетнего перерыва, и москвич Пётр Гилёв («Круг», ставший бенефисным для заслуженной артистки РФ Людмилы Поваляшко). Еще один из старых знакомцев — москвич Олег Зарянкин («Прибайкальская кадриль»). Дебютировали на нашей сцене Павел Мясников из Арзамаса («Рядовые»), а также третий москвич — Павел Прибыток («Клочки по закоулочкам»).
Начнем с малой сцены, активно работающей второй сезон. Стоит обратить особое внимание на моноспектакль «Трезвые мысли» по рассказам Михаила Зощенко, задуманный и сыгранный Сергеем Семенцовым. Комическое дарование актёра бесподобно, а воплощение полутора десятков характерных образов вне всяких похвал. Склоняюсь перед талантом Сергея Александровича, который отлично успевал и на большой сцене, и даже капустник на закрытие сезона срежиссировал. Актёр от Бога.
«Рядовые» — спектакль к дате. Юбилею Великой Победы посвящается. Значит, не обошлось без связанных с этим установок в духе «есть мнение отпраздновать». Но в целом получился спектакль приличным, даже если учитывать, что за основу взята не самая сильная пьеса современности. Образы солдат отражены выпукло и искренне, а идеология, сквозившая в пьесе Алексея Дударева, сведена на нет, что возносит спектакль в ряд общечеловеческих. Что не понравилось, так это то и дело проявляющаяся занудная мелодраматичность. Да и война как-то за кадром остается. Впрочем, по статистике посещений, «Рядовые» — самый популярный спектакль сезона.
«Круг» — незатейливая комедия по пьесе Сомерсета Моэма. С псевдосатирическим оттенком. И даже претензией на философичность (мол, всё возвращается на круги своя, а наши дети повторяют наши же ошибки), на деле как-то невзрачно выраженную. Есть хорошие намётки тонкой критики буржуазных нравов, но режиссёр почему-то впадает в юмористический раж, буквально засыпая зрителя многочисленными гэгами и обезьяньими ужимками. Спектакль выносит на своих мощных плечах Людмила Павловна Поваляшко, исполнившая роль любве-обильной леди Кэтрин.
Социально-критически настроен «Инспектор Гул, или Он пришел» — мрачный, но очень яркий в художественном смысле спектакль. Режиссёр даже освежил, осовременил одну из лучших пьес Джона Бойнтона Пристли. Ярюхин не сосредоточился исключительно на обличении бездуховности и лицемерия буржуазной элиты Англии 20—30-х годов прошлого века, как это делали многие до него, особенно в советское время, но привнес экзистенциальные (обреченность «маленького» бесправного человечка в душной, замешенной на лжи и презрении атмосфере), христианские мотивы («По ком звонит колокол»). Другое дело, что часть задумок режиссёра осталась нереализованной — чувствуется, что некоторые актеры несколько зажаты. Но всё равно, на мой взгляд, «Инспектор Гул» — лучший спектакль сезона. С этим согласно и управление культуры и общественных связей, присудившее спектаклю первую премию по итогам сезона.
«Клочки по закоулочкам» — история о Зайце, которого Лиса выгнала из родной лубяной избушки. Старая сказка на новый лад, пропитанная сатирой на современное общество. Под масками зверей явственно проглядывают человеческие типажи — простофиля, взяточник, трус. Да и пресловутый квартирный вопрос разве не является сегодня одним из самых актуальных! Зверолюдям подобрали замечательные костюмы (художник Екатерина Горбанёва). Сказка пришлась по душе детям, да и взрослым тоже стоит ее посмотреть.
Сразу две сказки представила заведующая бутафорским цехом театра Нэлли Цветкова, выпускница Щукинского училища. Она периодически ставит спектакли, но до обидного мало, потому что сказки у нее получаются интересными и познавательными. Яркий пример — «Красный, жёлтый, зелёный». В шуточной форме, популярным языком, доступным детям, Цветкова рассказала о важных вещах — правилах дорожного движения. Режиссер вдобавок придумала костюмы персонажей, написала тексты песен.
Вторая сказка «Здравствуй, Чудо в перьях» — о правилах хорошего тона, которым научили таких отсталых существ, как мымры. Думается, некоторым взрослым товарищам нелишним будет сходить на этот спектакль с детьми. Выразительное художественное оформление Дениса Стальмакова — ещё один плюс.
74-й сезон, по предварительным данным, обещает новые имена. Посмотрим, какие яства предложат они на зрительский стол. Но честно, братцы, страсть как хочется чего-нибудь такого, чтобы душа нараспашку, слезы радости на щеках, а ладоши хлопали непроизвольно. И очень давно уже хочется.
Дата публикации: 10 июля 2010
Автор(ы):
Владимир Тикус
(сайт автора)
Кол-во статей у автора - 1198
Рубрика статьи: Культура