- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Фото Б. Сердюка
Фото Б. Сердюка
МОРЯКИ БЕЛОМОРЬЯ

Правнук его сиятельства

Автор Семен Тюкачев дата: 24 июля 2010 @ 16:13 в Вооруженные силы | Комментарии отключены

По итогам зимнего периода обучения экипаж МПК занял в отдельном дивизионе охраны водного района первое место. Радовали и первые результаты летней боевой учебы. Корабль только что вернулся с артиллерийских стрельб. Комендоры во главе со старшиной команды, специалистом второго класса мичманом Алексеем Коптелиным, первым снарядом почти с двухкилометровой дистанции уничтожили плавающую мину, а затем в мультимедийном варианте, с использованием имитатора воздушных целей, в ходе фактического применения скорострельной зенитной установки за несколько километров «сбили» противокорабельную ракету.
Почему он выбрал военную профессию? Виктор Чекалин как-то буднично заметил, что уже три поколения его предков были военными и что он представитель четвертого. Его прадед по материнской линии граф Афанасий Федорович Кошкаров, к примеру, в Первую мировую войну командовал эскадроном Тамбовского гусарского полка Донского казачьего войска. Крестной матерью этой известной кавалерийской части была императрица Мария Федоровна, принцесса Датская, жена императора Александра III и мать Николая II.
В связи с этим, думается, будет уместно сделать небольшой экскурс в военную отечественную историю. Автору этих строк недавно довелось прочесть «Записки полкового священника», написанные настоятелем полковой церкви Тамбовского гусарского полка. Они являют собой потрясающую документальную повесть о мужестве русских солдат и офицеров в Русско-япон-скую войну 1904—1905 годов.
Тамбовский гусарский полк в Русско-японскую войну, пишет православный иеромонах, вместе с забайкальскими и даурскими казаками храбро сражался в Маньчжурии, под Ляоляном и Мукденом. В таком вот героическом полку начал военную службу прадед моего собеседника.
В Гражданскую войну граф полковник Кошкаров, по словам его правнука, доказывал свою верность военной присяге в штабе адмирала Александра Васильевича Колчака. Вместе с другими офицерами Афанасия Федоровича в 1920 году арестовали в Иркутске, и десять лет он провел в одном из сибирских концлагерей. Все эти годы по соседству с мужем находилась в Сибири его жена — прабабушка нашего героя, графиня Наталья Петровна Кошкарова.
В Великую Отечественную войну «графьев» ценили больше по боевому опыту, а не по происхождению. Тот же полковник царской армии Афанасий Федорович Кошкаров был мобилизован в Красную Армию и в майорском звании воевал с немцами. В том числе дважды в штрафных батальонах. Войну граф закончил командиром стрелкового батальона, подполковником.
Дед командира МПК «Онега» по отцовской линии — сержант Виктор Чекалин в Великую Отечественную воевал на Карельском фронте, освобождал Печенгу и Северную Норвегию. А его сын — отец нашего героя старший мичман Владимир Викторович Чекалин служил главным боцманом на ТАВКР «Горшков» и одно время даже обучал в Африке алжирских моряков. Такое родовое наследие, согласитесь, обязывает служить, как говорили на заре Русского флота, «не щадя живота своего». Этому правилу и следует командир МПК «Онега» капитан III ранга Виктор Чекалин.
— Я родился в Новосибирске, но детство мое прошло в Североморске, где в ту пору служил отец, — рассказывает наш собеседник. — После девятого класса поступил в Киевское суворовское военное училище, а по окончании его попросил направить меня в Ленин-град, в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе, на штурманский факультет.
Командовал штурманской боевой частью, был помощником командира корабля, прошел дополнительное обучение на офицер-ских классах. Пять лет назад его назначили командиром МПК «Онега».
— Погоны капитана III ранга и командирскую колодочку мне вручил в этой самой каюте командующий Северным флотом вице-адмирал Михаил Абрамов, — вспоминает Виктор Владимирович.
Наказ командующего командир МПК «Онега» не раз подтверждал в море. Пожалуй, наиболее яркий пример тому — прошлогодняя торпедная стрельба на приз Главкома ВМФ в Баренцевом море. Ей предшествовали месяцы напряженной боевой учебы в Заполярье. Экипаж МПК «Онега» больше других кораблей Северного флота этого класса провел в море и по праву заслужил репутацию наиболее подготовленного к поиску и уничтожению подводных лодок «противника» в ближней морской зоне. Но тут произошел несчастный случай: Виктор Владимирович, находясь на корабле, сломал ногу и оказался в Североморском госпитале. Там его прооперировали, а долечиваться отправили на два месяца домой, в Северодвинский военно-морской госпиталь.
— Я себе места не находил, так хотелось участвовать в учениях на приз Главкома, потому что был уверен: мы победим, — рассказывает Чекалин.
Когда ему точно стало известно о дате состязания, офицер написал начальнику госпиталя рапорт об отказе долечиваться в стационаре и с костылями уехал поездом в Мурманск.
— С костылями кораблем командовали?
— Да, но ничего такого сложного в этом не было. Осторожно поднимался на ГКП, садился в командир-ское кресло, а там уже дело привычное...
Однажды капитану III ранга Виктору Чекалину в ходе подготовки к призовому поединку с подводной целью пришлось провести в кресле в боевой рубке больше суток. В нем офицер спал, сюда ему приносили еду, а он контролировал действия экипажа по отрабатываемым вводным. Для подстраховки на «Онегу» из Северодвинска в Североморск прибыл опытный противолодочник — начальник штаба дивизиона капитан III ранга Вадим Волошин. Он поступил мудро: не вмешивался в грамотные действия Чекалина, хотя официально считался старшим на борту.
— Шесть лет Северный флот не завоевывал приз Главкома, а мы взяли да и выиграли, — с гордостью за свой экипаж рассказывает Чекалин о памятном для всего экипажа событии.
По его словам, четко сработали все специалисты боевого корабельного расчета. Гидроакустики МПК «Онега» первыми в поисковой группе обнаружили подлодку «противника» и надежно удерживали с ней контакт. Цель постоянно маневрировала, но это не помешало противолодочникам лечь на точно рассчитанный боевой курс и нанести неотразимый удар.
Это была заслуженная упорным трудом победа! Та самая, о которой говорил командующий флотом. В Беломорскую военно-мор-скую базу моряки МПК «Онега» возвращались героями. К этому времени костыли командира корабля за ненадобностью лежали в каюте.
— Сейчас все уже в прошлом, — улыбается Виктор Владимирович. — Недавно в полном объеме прошел диспансеризацию. Хирурги шутят, что нога теперь у меня как новенькая.
Чекалин признается, что тогда некоторые сослуживцы расценили его «побег» из госпиталя на призовые состязания как чудачество. А Виктор Владимирович считает, что личное участие командира в них — это не проявление недоверия к другим офицерам корабля. Он и сегодня не сомневается в их высоком профессионализме. Участвовать в состязаниях на приз Главкома командир «Онеги» считает делом своей офицерской чести. Это понятие у него, что называется, в генах заложено. Да разве можно забыть девиз суворовцев и нахимовцев: «Жизнь Родине! Честь — никому!»? Тем более что этим нравственным правилом руководствовалось не одно поколение Чекалиных и Кошкаровых, проверенных суровыми испытаниями патриотов нашей Родины — России.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2010/07/24/pravnuk-ego-siyatelstva.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.