ЭТО БЫЛО, БЫЛО...

В первый раз считали нас


Как известно, в октябре текущего года пройдет очередная перепись населения, которая для Северодвинска будет седьмой по счёту. Первая же в его истории состоялась тогда, когда на месте города Молотовска находился ещё только начинавший строиться посёлок, — 6 января 1937 года.


Столь точная датировка объясняется тем, что Всесоюзная перепись 1937 года была однодневной, в связи с чем обходившие дома счётчики были обязаны учитывать только тех, кто ночевал по месту жительства в ночь с 5 на 6 января. Это требование обусловливалось тем предположением, что не ночевавшие дома будут переписаны в другом месте нахождения.
Сведения в переписные листы вносились со слов переписываемых. Правда, при этом счётчикам рекомендовалось требовать документы в тех случаях, когда отвечавшие называли круглые цифры своего возраста — 30, 40, 50 лет. Объясняется эта рекомендация негативным опытом первой Всероссийской переписи населения 1897 года, когда в некоторых губерниях количество, например, 40-летних превышало число как 37—39-летних, так и 41—42-летних в два-три раза. Дело в том, что крестьяне (а они были основной массой населения царской России), отвечая в 1897 году на вопрос о возрасте, как правило, его округляли.
Безусловно, чтобы провести перепись одновременно по всему Советскому Союзу, требовалось привлечь огромную армию счётчиков, а именно 1250 тысяч. И не просто привлечь, а обучить. А в этом деле, как позже выяснилось, были большие недочёты, что не могло не сказаться на итогах переписи.
Что же касается только возникшего в Никольском устье нового населенного пункта, именовавшегося в документах переписи «посёлком Архсудостроя», то среди его населения стать счётчиками изъявили желание более ста человек. Но требовалось только 48 — по числу счётных участков, из которых были сформированы четыре инструкторских участка. Последние, в свою очередь, образовали переписной отдел № 5 Приморского района Архангельской области. Однако отнесение посёлка к сельскому району обусловливалось лишь формальным территориальным признаком. Ибо вся переписная документация, для него предназначенная (например, бланки переписных листов), была с грифом «для городского населения».
Следует сказать и о том, что проведение переписи в новом посёлке в значительной мере затруднялось тем, что в нём ещё не было утверждённых и как-либо названных (хотя бы под номерами) улиц. А нумерация построенных домов, бараков и общежитий требовала срочной систематизации, так как, к примеру, под № 1 в разных местах имелось несколько домов. Или два дома под № 14. Первостроители также жили в домах с частично литерным обозначением (1А и 2А), в палатках (№ 1, 2 и 15), на баржах (№ 3, 18 и 123), на дебаркадере и в плавучей бане. Кроме того, к посёлку были приписаны временные бараки строителей на 10-м, 23-м, 26-м и 31-м километрах железной дороги Исакогорка — Никольское устье.
Из уже сформировавшихся на момент переписи районов посёлка следует назвать 1-й, 2-й и 3-й жилые участки, желдорстрой, шпалорезный завод, транспортный городок, пригородное хозяйство. Причём, по окончательным данным переписи, в последнем жили 89 человек (14 женщин и 75 мужчин), на шпалорезном заводе — 387 человек (154 и 233 соответственно), в транспорт-ном городке — 74 (4 и 70).
В целом же в посёлке 6 января 1937 года счётчиками было выявлено 7653 жителя. Однако уже на следующий день выяснилось, что учтены далеко не все. Поэтому на всех счётных участках были проведены контрольные обходы, в результате которых выявили ещё 273 человека. Следовательно, ошибка составила значительный для переписи процент — 3,56.
Но в этом вина счётчиков была частичной, так как изъян был заложен при разработке методики и организации проведения переписи. Например, повторю: предписывалось учитывать только находившихся в указанную ночь дома. И это при том, что предварительное заполнение переписных листов проводилось с 1 января. А сама перепись, точнее сверка этих листов, велась с 8 часов утра до 12 часов ночи 6 января. В итоге выбывшие накануне 6-го (или не ночевавшие дома) вычеркивались из предварительных листков и больше нигде, как правило, не учитывались. К тому же в предварительных (а потом и итоговых) листах не фигурировали, например, многие из тех, кто был все эти дни в отлучке и не был учтён в поездах или на вокзалах. Оказались неучтёнными и те, кто только что прибыл, к примеру 4-го, и, не попав в уже составленные предварительные листы, в ночь на 6-е уже был на работе.
Конечно, немалая вина за недоучёт населения в целом по стране лежала и на счётчиках, при подборе и обучении которых были допущены ошибки. Впрочем, разве легко их было подготовить, причём в количестве десятков тысяч, например, в среднеазиатских республиках СССР с малограмотным на тот момент большинством населения. Поэтому неудивительно, что процент недоучёта, установленный там при выборочных контрольных обходах, оказался несравнимо выше выявленного в посёлке Архсудо-строя.
Понятно, что проведение по всей стране сплошных контрольных обходов было бы равносильно проведению повторной переписи, что требовало выделения дополнительных средств. Поэтому 24 января 1937 года начальник управления народно-хозяйственного учёта (УНХУ) Госплана СССР И.А. Краваль сообщил И.В. Сталину и В.М. Молотову лишь предварительные итоги переписи: общая численность населения страны составила 162 003 225 человек. Что оказалось ниже контрольной численности, определенной по данным текущего учёта населения, — минимум 165,7 млн.
Здесь следует напомнить, что шёл 1937 год, поэтому такое расхождение побудило назвать перепись «вредительски» подготовленной. В этой связи Сов-нарком СССР, отстранив начальника УНХУ Краваля от работы, обязал Госплан провести в январе 1939 года новую перепись. А организацию и проведение состоявшейся постановил считать неудовлетворительными, её материалы — дефектными. Поэтому последние были отправлены на спецхранение в архивы.
Ныне же они хотя и частично, но стали доступны. Поэтому, ознакомившись в областном архиве с рассекреченными переписными листами, могу привести уточненные (после контрольных обходов) сведения о численности населения посёлка Архсудостроя на 6 января 1937 года. Всего в нём проживали 7926 человек, из них женского пола — 1931, мужского — 5995. В том числе в бараках по трассе строившейся железной дороги был учтён 591 человек (114 и 477 соответственно), а в уже открывшемся стационаре больницы посёлка лежали 16 женщин и 19 мужчин.
В заключение краткого рассказа о первой в истории Северодвинска переписи следует отметить: из списков счётчиков видно, что одним из них был будущий ответственный секретарь газеты «Сталинец» А.С. Канев. Причём Алексей Самойлович оказался счётчиком безупречным: количество выявленных на его участке во время контрольного обхода первостроителей в точности соответствовало числу им переписанных.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: В первый раз считали нас
Дата публикации: 31 июля 2010

Автор(ы): Михаил Лощилов   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 18
Рубрика статьи: Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia