- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца

Трюк или эстетика?

Максим Никулин: «Революции в цирке меня пугают»

Автор Галина Чарупа дата: 3 августа 2010 @ 15:13 в Культура | Комментарии отключены

— Пожалуйста, немножко статистики: сколько мест в шапито, каков диаметр арены, каких привезли животных, сколько в день они употребляют сена, мяса?
— Шапито на две тысячи мест, в Северодвинске мы поставили 1300. Манеж 13 метров в диаметре, это стандарт. Три номера с животными: верблюды, обезьяны, лошади. Мяса им не нужно, а сено и опилки привозят еженедельно. Вот в Москве у нас сейчас котики работают. Поедают рыбу в безумных количествах — свежую, красную. Но номер очень хороший.
— Как вы относитесь к призывам исключить цирковые номера с участием животных?
— Считаю, что все разговоры, что нужно животных из цирка убрать, — глупость. Не нужно лишать людей того, к чему они привыкли, что они любят. В зоопарке животное сидит в клетке и с ожирением сердца. У нас оно работает, оно в хорошей форме и живёт дольше, чем в зоопарке. Это тот самый случай, когда, на чувствах народа играя, кто-то создаёт себе моральный капитал, чтобы получить власть и деньги.
— Цирк на Цветном бульваре основан осенью 1880 года, скоро юбилей. Как будет отмечаться 130-летие цирка?
— Готовится представление под названием «Уже 130» — совместный проект с Российской государственной цирковой компанией. Мы решили, что это должен быть не юбилей цирка Никулина, а юбилей старого московского цирка, праздник всего нашего циркового сообщества. Спектакль не будет пафосно-позолоченным, а будет сильная, весёлая, компанейская программа. Есть интересный проект к 90-летию Юрия Никулина в 2011 году — пригласить в качестве гостей самых известных клоунов мира.
— В списке служащих цирка есть строчка: «Консультант по творческим вопросам Татьяна Никулина». Это должность или почётная общественная работа?
— И то, и то. Потому что мама — человек цирка. И если бы она все эти годы не работала, её бы просто сейчас с нами не было. С другой стороны, у неё большой опыт и очень большой авторитет. С ней многие артисты приходят посоветоваться. В основном клоуны, конечно. Это не синекура, не искусственно созданное место, а работа, которой она занимается по нескольку часов в день и которая реально приносит свои плоды.
— Будет ли продолжение телевизионного проекта «Цирк со звёздами»?
— Пока нет. Этот проект оказался самым дорогим из всех «звёздных» проектов Первого канала, потому что с каждым из участников в цирке работали по 15—20 человек. И за моих ребят я рад, потому что сейчас они друзья, перезваниваются, переписываются. Ребята мои, совершенно роскошные артисты, тоже кое-чему смогли научиться у актёров. Денег мы не заработали никаких, но несколько поменяли свой имидж. На этот проект приходили в качестве зрителей совсем не те люди, которые к нам обычно ходят. И даже те, которые в цирк вообще не ходят.
— Почему на ТВ мало передач о цирке?
— Цирк — вещь почему-то мало интересная для руководства телеканалов. Ну Первый — я понимаю, там всё совсем другое. НТВ — тоже, им нужно истории, когда артистов сажали в тюрьму. А вот ТВЦ или «Культура»... У нас очень хорошая программа лежит смонтированная — «Жизнь замечательных зверей», это рассказ о цирковых животных: что они едят, как их лечат, дрессируют и так далее.
— В каком направлении должен развиваться цирк?
— Есть фестивали, на которых мы встречаемся, смотрим, что появляется нового, какие тенденции, на что обратить внимание. Не я должен развивать. Развивают режиссёры, композиторы, хореографы, артисты. А я менеджер, моё дело — смотреть, чтобы весь этот механизм работал, и с прибылью. Мы же частная компания, акционерное общество, я — выбранный генеральный директор.
Вообще цирк — вещь достаточно консервативная. Всякие революции, инновации, нанотехнологии в цирке меня, честно говоря, пугают. Я не против эксперимента и не против риска, просто всему место в своё время. У нас цирк, как говорят французы, «классик модерн» — базируется на классических основах, но развивается в силу художественности при высоком жанровом профессионализме. Уже во всей Европе и мире серьёзный откат к старым традициям, уже наелись новаторства. Но, конечно, идёт развитие в сторону театрализации, цирковой артист — уже не просто жонглёр или эквилибрист, он должен быть носителем какого-то образа или идеи, рассказать какую-то историю. На первый план выходит эстетика, а его величество трюк уже занимает процентов 50. Остальное — костюм, музыка, хореография, свет.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2010/08/03/tryuk-ili-estetika.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.