Директорский обед в новой столовой. Фото В. Бербенца
Директорский обед в новой столовой. Фото В. Бербенца

«Северный рейд»: путь к выживанию

Разговор с генеральным директором Николаем Пашковым

Ровно год назад мы так же сидели в кабинете Николая Даниловича и говорили о судьбе предприятия. К тому времени Пашков в должности руководителя был всего три месяца. И не скрывал, что положение очень сложное.


В режиме экономии
— Вы приняли завод в предбанкротном состоянии. При том объеме кредитов, нестабильности загрузки по гособоронзаказу трудно было рассчитывать на оздоровление экономики. Как вы оцениваете сегодняшнее состояние предприятия?
— Скажу о заключении независимого аудитора: предприятие стало более платежеспособно, коэффициент ликвидности вырос. Соответствующая информация представлена в Минпромторг, сделаны доклады на совете директоров. Главный итог в том, что убытки 2007—2008 годов сокращены. Долги этих лет контр-агентам оплачены на 90 процентов. Но сказать, что кризис преодолен, я не могу. Ситуация по-прежнему сложная. Поэтому стараемся экономить на всем. Отказались, например, от аренды прежней столовой, которая находится на нашей территории, но принадлежит «Полярной звезде». Чтобы не тратить огромные деньги на отопление, оборудовали свою столовую. От непрофильных производств, которые не приносят прибыли, надо будет избавляться. Что уже и делаем. Пример тому наша «стеколка». Продали недавно и здание на ул. К. Маркса, 46.

Стекольный завод в надёжных руках
— Разговоры об этих планах шли давно. Насколько выгодной оказалась сделка? Удастся ли сохранить производство стекла?
— Покупатель, а это московский предприниматель Алексей Иванович Кузнецов, впервые приезжал к нам в декабре прошлого года. Вместе с одним из авторитетных специалистов в области производства стекла в России. У Кузнецова несколько стекольных предприятий в собственности и пятнадцатилетний опыт работы в этой сфере. А недавно мы подписали договор о продаже. Непрофильные активы ВПК сегодня нужны только частному бизнесу, который может организовать дело прибыльно.
— Будет ли развиваться стекольное производство, сохранится ли коллектив?
— Объем выработки товарной продукции новые хозяева планируют довести до шести-восьми миллионов рублей, у нас было три-четыре миллиона. Чтобы развивать производство, требовались финансовые вливания. У нас такой возможности нет, ресурсы направляются на военное производство. Новые владельцы собираются установить стеклоплавильную печь производительностью шесть тонн и увеличить выработку продукции вдвое. Наладить производство зеркал, витражей. Заказами на эту продукцию обеспечены. Кроме того, в планах выпуск стеклянной тары, пользующейся спросом.
— Покупателю, как известно, была дана рассрочка по окончательному расчету и поставлены определенные условия. Что будет иметь город?
— Прежде всего, в Северодвинске появилось новое предприятие — ООО «Северодвинский стекольный завод», налоги пойдут в местный бюджет. Работники перешли на новое предприятие. Будет улучшена технология изготовления стекла, планируется модернизация производства. Вырученные от продажи средства направляются на основное производство.

Гособоронзаказ — это главное

— Весной широкую огласку получила временная приостановка производства на заводе.
— По-моему, кому-то очень хочется представить предприятие в невыгодном свете. В апреле на несколько дней были остановлены только непрофильные участки, которые занимаются деревообработкой. Люди, занятые на гособоронзаказе, работу не оставляли.
— Николай Данилович, от стеклянного производства вы отказались. А какова судьба других непрофильных производств, той же деревообработки?
— Деревообрабатывающее производство существует и на «Звездочке», и на Севмаше. Мы закроем только производство сувенирной продукции: она не находит спроса. А вот производство подвесных лодочных моторов «Кальмар», которые не имеют аналога в стране, наоборот, находят неплохой сбыт. Водометы на складе не залеживаются.
— На площадке перед зданием заводоуправления выставлены образцы дачных домиков производства «Северного рейда». Есть ли перспектива развития домостроения или будете его сворачивать как непрофильное?
— Когда приступили к производству каркасных домов, планировали включиться в программу «До-ступное жилье». Ведь наши дома вполне могут использоваться и для постоянного проживания. Но сейчас спрос на дачные варианты. Есть несколько проектов — в зависимости от площади. А минимальная цена 46 тысяч рублей, причем дома можно возвести в течение нескольких часов.

О сокращениях и зарплате
— Николай Данилович, идут разговоры о том, что в «Северном рейде» продолжается сокращение кадров. Прокомментируйте, пожалуйста.
— Мы приводим численность персонала в соответствие с производственными задачами. Прежде всего идет речь об управленческих кадрах, работниках непрофильного производства. Когда я приступил к обязанностям директора, от преж-него руководителя осталось 17 заместителей. Куда столько? Сейчас у меня пять замов. Если продолжить тему сокращений, то в качестве примера могу привести отдел сбыта с разветвленной структурой, хотя объем сбыта достаточно скромный. На основном военном производстве сокращений не было. Правда, кадровый отток все же есть. Ведь зарплата у нас меньше, чем на Севмаше, «Звездочке», в «Арктике». Поэтому квалифицированный персонал удержать сложно. Хотя именно этим категориям работников зарплата была увеличена.
— И сколько же получают сейчас в «Северном рейде»?
— Средняя зарплата по предприятию 18700 рублей. Выплачивается она без задержек. Выполняются все социальные гарантии. Теперь мы стали оплачивать работникам еще и учебные отпуска.

В «Океанприбор»?
— История отношений северодвинского предприятия с питерским концерном «Океанприбор» еще не завершилась. «Северный рейд» пока еще находится в автономном плавании. Как развиваются события?
— На мой взгляд, это плохо, что предприятие пока не вошло ни в одну интегрированную структуру, через которые происходит распределение гособоронзаказа. Который, кстати, еще и не утвержден на этот год. А надо набирать заказы уже на завтра. Рассчитываем на вступление в концерн «Океанприбор» в самое ближайшее время. 100 процентов акций нашего предприятия в государственной собственности, решение совета директоров принято, теперь должно выйти постановление правительства.
— Какие же откроются перспективы?
— Они обнадеживают. Концерн будет нести ответственность за загрузку предприятия, выполнение гособоронзаказа. Предприятие будет в статусе дочернего, налоги останутся в городе. Но решение стратегических вопросов остается за концерном. Мы будем иметь основного заказчика приборостроения в области гидроакустики. Кстати, сейчас как раз занимаемся новой серией приборов гидроакустики для кораблей последнего поколения.
— А не получится ли так, что ввиду недозагрузки начнутся продажа активов, сокращение людей?
— Возможны только оптимизация численности управленческого персонала, сокращение непрофильных активов в соответствии с постановлением правительства. Но основное производство должно быть загружено заказами. Такова позиция и председателя совета директоров концерна «Океанприбор» Владимира Яковлевича Поспелова.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: «Северный рейд»: путь к выживанию
Дата публикации: 4 августа 2010

Автор(ы): Ольга Овчинникова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 542
Рубрика статьи: Общество

 

4 Комментария в “«Северный рейд»: путь к выживанию”

  1. Ефим Китаин августа 6, 2010 21:36

    Врать Пашков может только Ольге Овчинниковой. Она почему-то сама упорно правды знать не хочет. На снимке портрет директора, но людей почему-то на снимке нет. От коллектива предприятия на сегодняшний день осталось 50 %. В маленьком городе 700 человек не могут найти себе работу. И это далеко не худшие специалисты. Тяжёлое финансовое положение “Северного Рейда”, которым бравирует Пашков он сам и породил. Задолженность “Океанприбора” была и есть на сегодняшний день под 300 миллионов. Большая часть этой суммы подтверждена арбитражными судами всех уровней. “Троянский конь” концерна “Океанприбор” Пашков “простил” этот долг и отозвал арбитражные документы на остальные суммы. Где деньги, Зин ? Рейдерский захват предприятия в завуалированном виде продолжается. И экономический кризис здесь не причём. Такому развалу в своё время подвергался Волгоградский завод “Ахтуба” и Таганрогский завод “Прибой”.
    Пашков просто пешка в большой игре за передел собственности.

  2. Dmitry августа 11, 2010 18:06

    На заводе опять простой. Хотя он и оплачивается, для любого нормального специалиста это серьезный повод задуматься, что он тут забыл.

  3. Al сентября 9, 2010 18:55

    А почему бы не обсудить причины происходящих сегодня событий вокруг ОАО «Северный Рейд». А причина эта лежит на поверхности, поскольку она характерна практически для всех событий в мире бизнеса современной России, и причина эта – «бабки». Если смотреть с этой точки зрения на события развивающиеся вокруг ОАО «Северный Рейд», скажем, с 2004г. – всё становится очевидным и простым…

    Вопрос первый: зачем Бармину С.И. нужна была «Полярная звезда»?
    Неужели желание сохранить завод и кадры, банальные амбиции или что-то другое? Какие возможности открывались при этом у руководителя крупного завода? Для того, чтобы приблизительно понять ответы на эти вопросы достаточно оценить способ получения имущества «Полярной звезды». Факт: в нарушение закона от 21.12.2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в период подготовки ФГУП «Завод «Полярная звезда» к приватизации заместитель министра имущественных отношений РФ Н.А. Гусев подписывает Распоряжение «О передаче объектов недвижимого имущества ФГУП «Северный Рейд», чем фактически преднамеренно банкротит «Полярную звезду». Вопрос размера и источников средств компенсации «морального вреда» Гусеву Н.А. за подписание столь юридически рискованного документа остается открытым. На сегодняшний день в отношении теперь уже бывшего заместителя министра возбужден ряд уголовных дел, связанных с незаконной приватизацией государственного имущества.

    На поставленный выше вопрос поможет ответить и оценка способов управления «Полярной звездой» (фактически для предприятия, теперь уже ОАО «Северный Рейд», произошла только смена вывески, а его долги остались юридическому лицу ОАО «Завод «Полярная звезда»). С момента начала перестройки, с уменьшением объемов и изменением структуры Гособоронзаказа, загрузка «Полярной звезды» стала составлять 15..20% проектной мощности. Не сумев адаптироваться в новых условиях завод к 2004г. оказался в тяжелом финансово-экономическом положении. Завод остро нуждается в структурных преобразованиях, повышении эффективности производства и производительности труда. Что в этой ситуации делает Бармин С.И.? Увеличивает численность работников предприятия, тратит миллионы на собственный пиар и представительские расходы, продолжает деятельность принципиально убыточного стекольного производства, создает домостроительное производство и берет в аренду землю под застройку, берет на плечи предприятия эксплуатацию базы отдыха «Ласточка», создает транспортный цех, размерами и оснащенностью сопоставимый со Звездочкой.
    Зачем?!…
    При этом на предприятии не ведется контроль за обоснованностью затрат. Вполне естественно, что начали ухудшаться показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия и в 2007г. ФНС РФ был констатирован факт наличия признаков банкротства в отношении ФГУП «Северный Рейд»…

    Вопрос второй: Как Бармин С.И. «улучшал» показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия? Тут руководству предстояло решить две проблемы: недостаток оборотных средств (из-за вывода денег и наиболее ликвидных активов предприятия в неизвестном направлении) и убытки от производственной деятельности. Первую проблему удалось решить получением кредитов (415 млн. руб.), ростом задолженности по проплатам поставщикам (129 млн. руб.), авансами (250 млн. руб.), а также получением денежных средств вперед за невыполненные работы в сумме 259,5 млн. руб. Получение денежных средств вперед решало и вторую проблему. Отражая в балансе реализацию продукции без отнесения затрат (т.к. работы фактически не выполнялись) предприятие имело чистую прибыль, компенсировавшую все убытки. Подобный подход был тем более удобен в применении к ремонту серии заказов 382, 383, 384, 385 «Звездочки» (основных источников денег для «Северного Рейда»), когда убытки предыдущего заказа покрывались деньгами со следующего, т.е. существовала так называемая «пирамида». Следует еще раз подчеркнуть удобство этого метода – «невыполненные работы», в отличие от полученных денежных средств, никак не отражаются в балансе предприятия, о долге за «невыполненные работы» «помнит» только Заказчик этих работ. Интересным представляется вопрос: с чего это «Звездочка», и Министерство обороны в лице военных приемок платило за «невыполненные работы»? Сегодня этим вопросом сильно заинтересовались компетентные органы…
    Учитывая перенос сроков ремонта заказов 385, 381 «пирамида» грозила рухнуть в любой момент… И тут Бармин С.И. просто уходит на пенсию!
    Общеизвестно, что любой подобный бизнес в России «крышуется», и поэтому возникает
    Третий вопрос: «…где деньги, Зин?»
    Для того, чтобы ответить на этот вопрос достаточно посмотреть на то, кому сегодня неприятно «копание» в финансах и бухгалтерии «Северного Рейда». Именно туда на «откаты» и направлялись десятки миллионов рублей государственных денег…

  4. диоптрия января 18, 2011 18:14

    Директора Пашкова на предприятии “Северный Рейд” уже не существует. За 1,5 года руководства Пашкова предприятие оказалось в предбанкротном состоянии. Тщетными оказались попытки Пашкова свалить вину на предыдущего директора Бармина С.И. Совет директоров предприятия “Северный Рейд” деятельности Бармина С.И. поставил оценку “удовлетворительно”, а деятельности Пашкова “неуд”. Депертамент судостроения Минпромторга усмотрел в развале предприятия попытку предумышленного банкротства. Потому Пашкова и уволили. В числе потерпевших от развала предприятия оказалась и команда, которую привёл с собой Пашков. Прельстившись высокими зарплатами и быстрым карьерным ростом, они уволились из “Арктики” и теперь оказались не у дел, потому что делом не могли доказать свою эффективность. Никогда ещё между трудовым коллективом “Северного Рейда” и управленческой командой не было такой враждебности.
    Новый директор “Северного Рейда” Максименко О.Г. вынужден двигаться по колее, которую проложил “Океанприбор”. Ему нелегко. Но он порядочный и честный человек и это вселяет надежду.

Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia