- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца
ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЮДИ

Гладкая история

Автор Анна Данилова дата: 25 августа 2010 @ 11:03 в Общество | Нет комментариев

Тамара Ивановна вышивает французским мулине гладью, на черном фоне — для контраста. Вместо канвы использует материю старых брюк, юбок, пиджаков. Не из экономии — просто ткани современной текстуры для этого не годятся. Рисунки, которые требуются для нанесения на поле, тоже в чистом виде не приобрести — таких открыток видеть ей не доводилось. Поэтому в свое время обзавелась институтским учебником «История русской архитектуры» — с рисунками, фотографиями деревянного и каменного зодчества.
Иголка мастерицы за неделю «построила» храм на Куликовом поле: одна башенка заканчивается шатром, поставленным татаро-монголами, другая — в форме русского шлема. Для полной гармонии осталось «повесить» над храмом закатное небо, передать его краски. Как подбирается цвет ниток? Интуиция художника подсказывает, что трава в отличие, например, от крыши не должна быть неправдоподобно яркой, а именно такой, какой создает ее природа. Поэтому у муравы возле храма несколько оттенков зеленого — как бывает в жизни.
Все стены в квартире Т.И. Фукаловой в экспозициях, только в них ни капельки нет музейной «холодности». Вышивки натянуты на рамочки разной формы, в том числе круглые — прямо на пяльцы.
Возле одной рамки с изображением крепости Пур-Наволок в старом Архангельске я словно приморозилась, поражаясь тонкости работы. Тамара Ивановна еще больше подогрела мой интерес: «Различаете ли бегущих людей, лошадей?» Мне пришлось взять в руки лупу. Я аж подскочила от неожиданности — так искусно нитью мастерицы запечатлен миг движения на гостином дворе: и люди, и запряженные лошади — все в суете.
Еще хочется преклонить колена перед 78-летним автором вышивок, никаким не историком, — за знание истории: каждая работа сопровождается рассказом не только об изображенном предмете, но и об эпохе, в которую был воздвигнут памятник, а также о мотивах его создания, об условиях.
В плен своего творчества Тамара Ивановна попала двенадцать лет назад. Посмотрела передачу по каналу «Культура», где рассказывали о разных методах вышивания. Зерно упало на благодатную почву — захотелось нечто подобное сотворить самой, тем более вышивать научилась еще со школьных лет, в ту пору девочки очень увлекались рукоделием.
Передо мной так называемая первая проба пера, в нашем случае — иголки. Часовенка. Гладь выполнена в три нитки. Смотрится весьма трогательно. Но, как отмечает сама мастерица, «мазки» получились жирноватыми. Изящество выработалось с годами.
Т.И. Фукалову знают «книжные люди». Если в изданиях встречают рисунки по ее теме, сразу же сообщают: «Специально для вас». Так, благодаря знакомству с библиотекарем недавно воплотила в гладь один из храмов Кенозерского национального парка.
Многие вышивки — «Храм Христа Спасителя», «Николо-Корельский монастырь», «Куртяево», «Малые Корелы» — Тамара Ивановна делала по пять-девять раз. Не потому что не хотелось другого варианта, а потому что раздаривала.
Искусница коснулась гладью также памятников древнего мира, эпохи античной культуры. Однако, вышивая семь чудес света, она уже выбрала радужный фон и попала в тютельку: «чудеса» заиграли, засияли, как и положено чудесам на роду играть и сиять.
Т.И. Фукалова — участник многих выставок не только в своем городе, но и в Каргополе, Няндоме, Неноксе. Ее вышивки дважды экспонировались в Этнографическом музее в Санкт-Петербурге, члены жюри отмечали, что такие миниатюры видят впервые.
Тамара Ивановна показывает две аккуратно заполненные тетради. Она их называет «моя бухгалтерия»: здесь записи, в каком году вышивала работу, сколько раз, за сколько дней. А также заносит туда «умные мысли» — иногда свои, но чаще чьи-то цитаты: «...Главное не вышивка, а ее смысл», «Цель работы — спасти себя». Она умеет себя спасать.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2010/08/25/gladkaya-istoriya.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.