- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

НЕКРУГЛАЯ ДАТА

При жизни не называть…

Автор Николай Кочуров дата: 4 сентября 2010 @ 11:39 в Общество | Нет комментариев

Называть города в честь больших и малых вождей — это была далеко не лучшая советская традиция. Чем крупнее личность, тем чаще её увековечивали на географической карте. Имя бессменного члена Политбюро ЦК, председателя Совнаркома в 1930—1941 годах, а затем первого заместителя председателя правительства и министра иностранных дел В.М. Молотова носил не только наш город. Так, был переименован Нолинск (Кировская область), где будущий лидер провёл детские и юношеские годы. Существовал тёзка-Молотовск — посёлок в Киргизии. Были город Молотов (Пермь) и Молотовская область, село в Киргизии и кишлак в Таджикистане с одинаковым названием Молотовабад, посёлок имени В.М. Молотова в Горьковской области. Название Молотово носили также сёла в Липецкой и Омской областях, посёлок в Грузии и кишлак в Узбекистане. Разумеется, в этих городах и селениях молотовскими назывались множество учреждений. На карте СССР существовали мыс Молотова на Северной Земле и пик Молотова на Памире.
Конечно, смена имени Молотова была непосредственно связана с его участием в так называемой антипартийной группе, чьё падение произошло летом 57-го. Но ведь тогда же были переименованы населённые пункты, носившие имена Хрущёва, Ворошилова и других пока верных ленинцев. После XXII съезда КПСС (октябрь 1961 года) прошла масштабная десталинизация названий...
После смерти увековечивать вождей не воспрещалось. Поэтому Луганску во второй раз было присвоено название Ворошиловград. Набережные Челны становились Брежневом, Ижевск — Устиновом, Шарапово в Красноярском крае — городом Черненко. Уникальна судьба Рыбинска в Ярославской области. Сначала он стал Щербаковом, затем, когда покойного начальника политуправления Красной Армии сочли фигурой неподходящей, — снова Рыбинском. После смерти преемника Брежнева получил название Андропов, а в годы перестройки вновь обрёл исконное имя. Надо сказать, что практически все переименования последнего полувека были отменены.
В постсоветской России можно вспомнить едва ли не единственное переименование — город Калининград Московской области назван в честь академика Королёва. Характерно, что Калинин на родине всесоюзного старосты стал Тверью. А вот на переименование Калининграда — бывшего Кёнигсберга рука власти не поднимается: слишком деликатное это дело.
В наше время одной из дискутируемых тем стало возвращение Волгограду названия Сталинград. Оппозиционная общественность города на Волге считает, что имя Верховного Главнокомандующего, связанное с переломной в Великой Отечественной войне Сталин-градской битвой, должно быть увековечено на карте России. Ведь сохранилась в Париже площадь Сталинграда. Но если объективно посмотреть на вещи, то такое переименование представляется маловероятным. Более того, кое-кто в городе не прочь бы вернуть Волгограду «досталинградское» название Царицын.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2010/09/04/pri-zhizni-ne-nazyvat.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.