Россия в огне

Будут ли сделаны выводы после летних пожаров

Пожар, уничтоживший мою родную деревню Астафьево на реке Свиди в Каргопольском районе (см. «СР» за 22 мая), стал своего рода прологом к печальным событиям нынешнего жаркого лета. Гибель деревни, в которой стояла, хоть и в полуразрушенном виде, пристройка-зимовочка, где я появился на свет, — это незаживающая рана на долгое время. Но в Астафьеве десяток лет никто постоянно не жил. А между тем тысячи соотечественников лишились из-за летних пожаров крова над головой, выгорели огромные массивы лесов.


Что это за бич Божий, очередной раз опустившийся на Россию? Почему столь неоперативными оказались действия власти? Поначалу надеялись на авось, а когда значительная часть страны оказалась в огне, призвали на помощь чрезвычайщину.
В конце концов произошёл редчайший для нынешней России случай. Снят с должности руководитель Рослесхоза Алексей Савинов — бывший директор совхоза в Ленинградской области, работавший тогда под руководством нынешнего первого вице-премьера и куратора лесной отрасли Виктора Зубкова. Его назначение не является из ряда вон выходящим для теперешних структур власти. И всё-таки как человек, не знающий лесного хозяйства, никогда в нём не работавший, мог занять высший пост в государственной структуре?
Возможно, Савинов (кстати, неоднократно бывавший в Архангельске) был назначен главой Рослесхоза для того, чтобы обеспечить проведение в жизнь Лесного кодекса 2007 года. Подготовленный в недрах министерства Германа Грефа документ во многом снял с федерального центра ответственность за противопожарную безопасность. Это произошло при попустительстве региональных властей, как правило не высказавших серьёзных замечаний по законопроекту, и при непременной поддержке депутатов от партии «Единая Россия». В результате пожарный надзор над абсолютным большинством лесных территорий спустили в регионы. А положение о его порядке правительство России утвердило ...лишь через три года, а именно 3 августа 2010 года, когда во многих областях бушевали лесные пожары. Кстати, денег с полномочиями спустили в регионы не больше, а даже меньше (на 15 процентов) по сравнению с 2009 годом.
Архангельскую область нынешняя беда обошла, в общем-то, стороной. Лесные пожары не носили у нас массового характера, не слышно о гибели людей. (На этом фоне курьёзным представляется случай, произошедший с моим дальним родственником — парашютистом-пожарным лесной охраны: на него напал медведь, и бывалый охранник леса с травмами и царапинами оказался в больнице.) Ну а если бы полыхнуло как в Подмосковье или на Рязанщине? Готовы ли мы в области отразить волну пожаров? Характерную картину даёт в газете «Каргополье» опытный и принципиальный журналист Маргарита Потапова, супруга известного поэта Александра Логинова. Она побывала на межрайонной базе охраны лесов, где беседовала с лётчиком-наблюдателем Андреем Игнатовским. Этот опытный авиатор превратился в специалиста новой формации: самолётов-то на базе, оказывается, нет. Контроль за состоянием лесов осуществляется из космоса, со спутника. Звучит красиво, но на практике обернулось для лесной охраны немалыми трудностями. Космомониторинг даёт координаты, а как проехать на место пожара — это большой вопрос. Может, прилетит самолёт из Архангельска, а может, и нет — деньги кончились.
Андрей Игнатовский вспоминает, что в советские времена вёлся регулярный авиаоблёт, процент обнаружения возгораний равнялся 99,9, всё было под контролем: уже через 15 минут после обнаружения пожара лесничества выезжали на место. А нынче состояние лесной охраны таково, что можно говорить о полном отказе от неё государства. Тушение пожаров передано в руки арендаторов лесного фонда. А они на эти цели да и на профилактику тоже лишней копейки не выложат. Всё подчинено интересам извлечения прибыли.
На Каргополье обнаружилась ещё одна проблема. Здесь лет 25—30 назад, как и в других районах, активно велась лесная мелиорация. Вспоминаю, как в те времена довелось побывать у лесных мелиораторов за посёлком Палово Холмогорского района. Мощная техника рыла глубокие, заполнявшиеся водой канавы, людям обеспечивали более-менее сносное житьё в вагончиках. В постсоветское время лесомелиорацию (как, наверное, и мелиорацию вообще) будто языком слизнуло. В Каргополе давно уже исчезла специализированная передвижная колонна. А ведь она должна была поддерживать созданную систему в рабочем состоянии. Теперь канавы и дороги заросли, а лес сохнет на корню. Не зря читатель «СР» Анатолий Савельев весьма критично оценил помещённое в газете сообщение о том, что Северный Арктический университет и СЦБК победили в конкурсе, предоставив проект установки по производству щепы из сухостойной древесины. Да, сегодня она размещается на тысячах гектаров...
Что же необходимо сделать новому руководству Рослесхоза, тем паче что он перешёл в прямое подчинение правительству? Недавно программу действий представил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. В ней, в частности, говорится:
«Немедленно провести обстоятельное рассмотрение причин и последствий чрезвычайной ситуации 2010 года на Госсовете и специальном заседании Государственной думы. В течение двух месяцев принять специальный план обеспечения комплексного решения всех вопросов национальной безопасности, защиты страны и населения от чрезвычайных ситуаций.
Разработать новые Земельный, Лесной и Водный кодексы. До их принятия приостановить ныне действующие кодексы в части передачи в частные руки земли, леса и водных объектов. Немедленно отменить действующие на данный момент планы дальнейшей приватизации госсобственности. Приступить к увеличению доли государственного имущества и повышению эффективности управления им».
Предлагается также признать необходимость развития коллективных хозяйств и леспромхозов в качестве важнейшего условия решения обостряющихся проблем.
Разработать и реализовать программу восстановления крупных коллективных хозяйств с глубокой специализацией по производству и переработке сельхозпродукции. Восстановить единую государственную службу по охране лесов. Осуществить масштабную программу восстановления плодородия земли и освоения заброшенных земель. Создать специализированные подразделения по проведению мелиоративных работ. Увеличить финансирование агропромышленного комплекса из федерального бюджета до уровня не ниже 10% его расходной части. В течение пяти лет восстановить материально-техническую базу сельского хозяйства, его энерговооруженность. Осуществить программу, позволяющую создать привлекательные условия для жизни людей на селе.
Реализация данного комплекса мер существенно усилит конкурентоспособность России в XXI веке, улучшит защиту граждан страны от аварий и катастроф. Без использования этих мер все разговоры о модернизации страны будут оставаться пустым звуком.
Думается, опытные лесохозяйственники подпишутся под каждым пунктом этого плана действий. Но сгодится ли он для высшей государственной власти, ревниво оберегающий интересы частных собственников?
Николай КОЧУРОВ

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Россия в огне
Дата публикации: 4 сентября 2010

Автор(ы): Николай Кочуров   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 419
Рубрика статьи: Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia