Фото В. Ковпака
Фото В. Ковпака
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Центр силён единством


В 2007 году в рамках реорганизации государственного судостроения «Звёздочка» приросла филиалами в разных уголках европейской части России. Три прошедших года показали, что одного формально-юридического присоединения судоремонтных заводов явно недостаточно для того, чтобы звучное наименование «центр судоремонта» наполнилось адекватным содержанием. В чем причина и что делать? Размышлениями об этом поделился Сергей ВЕРАКСО, начальник отдела корпоративного развития «Звёздочки».


Несмотря на смену названия и обретение нового статуса, особых достижений на пути трансформации в центр судоремонта «Звёздочка» не добилась. Привычные, выработанные годами управленческие подходы оказались не слишком подходящими для разрешения проблем обособленных подразделений, находящихся за тысячи километров от головного предприятия. Обрушившийся на «Звёздочку» вал этих «присоединенных» проблем, требующих немедленного решения, отнял у предприятия огромный объем ресурсов, как людских, так и финансовых.
К исходу третьего года корпоративного строительства все яснее становилась необходимость реализации принципиально иных решений, чтобы по возможности предупреждать возникновение в филиалах ситуаций, требующих принятия мер в порядке «тушения пожара».
Трудный и совсем не дешевый опыт трехлетнего управления филиалами лег в основу разработанной стратегии развития центра судоремонта «Звёздочка».
Учитывая особенности загрузки и специфичность проблем южных и северных филиалов, предполагается создать два локальных центра — Кольский и Черноморский. В первый войдут 35-й СРЗ и снежногор-ская «Нерпа». Развитие Кольского центра будет осуществлено после вхождения в состав ОСК 10-го и 82-го судоремонтных заводов.
В ближайшей перспективе будет реализовано объединение 10-го СРЗ и СРЗ «Нерпа». Этот тандем возьмет на себя работу по сервисному обслуживанию атомных подводных лодок третьего и четвертого поколений в местах базирования. СРЗ-82 вольется в мурманский СРЗ-35, и образованные мощности будут использоваться для ремонта и сервисного обслуживания надводных кораблей Северного флота. Помимо выполнения государственного оборонного заказа на базе мурманского филиала будет развиваться проект создания базы сервисного и технического обслуживания морской техники, используемой при разработке шельфовых месторождений. Переговоры с иностранными партнерами, готовыми участвовать в создании такой базы, вышли на завершающий этап. Естественно, перспективы Кольского центра в первую очередь зависят от объема и состава государственного оборонного заказа. Конкурсные процедуры в судостроительном госзаказе уже изрядно себя дискредитировали. При всей своей кажущейся справедливости конкурс оказался не в состоянии обеспечить своевременное и качественное исполнение работ, и здесь особые ожидания корабелы возлагают на ОСК, которая должна включиться в процесс лоббирования интересов реально существующих верфей.

Проблемы южных филиалов носят несколько иной характер. Загрузка предприятий вполне удовлетворительная, и перспективы ее если не увеличения, то хотя бы сохранения вполне осязаемы. Успешно работает Астраханский СРЗ, не испытывает сложностей с заказами и СРЗ-5. Перспективы развития этих филиалов ограничиваются их техническими возможностями, особенно в части судоподъема. И если вопрос по приобретению плавдока для Астраханского СРЗ уже решен, то филиал в Темрюке по-прежнему связан по рукам и ногам отсутствием судоподъемных мощностей, не позволяющим ему ритмично работать даже с малотоннажными судами. Проблема эта стоит настолько остро, что предпринимаются попытки найти средства для ее решения за счет имущества 1-й судоверфи. Приобретение дока-пятитысячника для СРЗ-5 даст возможность Черноморскому центру претендовать на работу не только с флотом пограничных катеров, но и с кораблями соответствующего водоизмещения.
Что касается филиалов «Звёздочки» — НПО «Винт» и опытного завода «Вега», расположенных в центре России, то их можно считать наиболее благополучными. Участие в федеральных целевых программах, развитие перспективных движительных средств — все это вместе с кооперацией с винтообрабатывающим производством головного предприятия дает основания полагать, что особо пристального внимания и постоянного управленческого контроля со стороны «Звёздочки» московскому и боровскому филиалам не требуется.
Решение вопросов технического перевооружения не только филиалов, но и самой «Звёздочки» — дело весьма капиталоемкое. В настоящее время правительством РФ разрабатывается федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие оборонно-промышленного комплекса на период до 2020 года». Первоочередная задача, стоящая сегодня перед «Звездочкой», — обосновать в высоких кабинетах объемы бюджетных средств в рамках ФЦП, в которых предприятие нуждается для построения производственной системы, позволяющей своевременно и качественно решать задачи исполнения государственного оборонного заказа. При этом речь идет не только о потребностях головного предприятия, но и о необходимости технического перевооружения филиалов в соответствии с теми задачами, которые им предстоит решать уже в самой ближайшей перспективе — ремонт и сервисное обслуживание АПЛ третьего и четвертого поколения, ремонт и модернизация надводных кораблей не только Северного, но и Черноморского флота, Каспийской флотилии.

И в завершение хотелось бы сказать несколько слов об имеющихся сложностях отношений между филиалами и головным предприятием. Несмотря на то что уже несколько лет центр судоремонта существует как единое предприятие, по-прежнему очень отчетливо прослеживается граница между «своими» заводскими проблемами и проблемами филиалов. Надо стараться стирать эту границу, филиалы — не чужие дети при мачехе, относиться к их проблемам необходимо так же, как к проблемам собственных цехов «Звёздочки».
Сегодня предприятие пробует новые методы контроля деятельности филиалов. К сожалению, внедрять их приходится, разрешая чрезвычайную ситуацию, которую можно было бы при своевременном и эффективном контроле предотвратить. Примером может служить ремонт на «Нерпе» большого морского специального транспорта «Яуза». Эффективный контроль за исполнением этого заказа со стороны головного предприятия был установлен лишь тогда, когда стало понятно, что контракт находится на грани срыва. Сейчас работы на «Яузе» под постоянным контролем головного предприятия, введено еженедельное планирование, проверки хода работ проводятся в форме видеоконференций. Онлайновый мониторинг работы филиала позволяет своевременно разрешать сложные ситуации, не допуская их перерастания в чрезвычайные. В перспективе такой мониторинг в режиме реального времени должен охватывать все филиалы.
Понятие «центр» предполагает единство образующих его элементов. Задача номер один для центра судоремонта «Звёздочка» — создать такое многоаспектное единство — производственное, плановое, финансовое, кадровое.

Записал Алексей МОРОЗОВ

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Центр силён единством
Дата публикации: 9 сентября 2010

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Звездочка

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia