xxxxxxxxxxxxx
xxxxxxxxxxxxx

Северодвинск в ХХI веке

Тезисы концепции развития

(Продолжение. Начало в № 135 от 14 сентября 2010 года)
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Город — это живой организм, растущий и совершенствующийся, он может болеть, может останавливаться в своём поступательном движении, может стать дискомфортным, невозможным для проживания. Главная цель — расширение возможностей города как удобного и комфортного места для проживания, труда и предпринимательства. Для этого необходимо изменить методологию работы [...]


(Продолжение. Начало в № 135 от 14 сентября 2010 года)

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Город — это живой организм, растущий и совершенствующийся, он может болеть, может останавливаться в своём поступательном движении, может стать дискомфортным, невозможным для проживания. Главная цель — расширение возможностей города как удобного и комфортного места для проживания, труда и предпринимательства. Для этого необходимо изменить методологию работы с основным муниципальным градостроительным документом — Генеральным планом Северо-двинска. Как и город, он должен постоянно развиваться и совершенствоваться. Необходима разработка регламентов градостроительных зон в составе Правил землепользования и застройки Северодвинска. Это позволит создать условия для устойчивого развития города, сохранения окружающей среды, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создать условия для привлечения инвестиций в строительную отрасль. Именно работа над регламентами градостроительных зон предоставит возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Действия:
— работа над постоянным совершенствованием Генерального плана города Северодвинска с учётом изменившейся демографической и градостроительной ситуации;
— работа над последовательным градостроительным зонированием Северо-двинска, разработка и публичное одобрение градо-строительных регламентов, видов разрешённого использования земельных участков, работа по устранению бюрократических препонов в вопросах отвода земельных участков застройщикам;
— дальнейшее совершенствование городской нормативной правовой базы в области градостроительства и землепользования;
— разработка и введение экономических механизмов (аренда, выкуп, налогообложение, санкции и т.д.) эффективного и в интересах горожан использования городской земли;
— разработка комплексной транспортной и дорожной схемы, учитывающей долгосрочные перспективы развития города и агломерации;
— рекультивация земель и территорий нефункционирующих промышленных и транспортных предприятий.

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Образование
Общим фоном для этой отрасли социальной сферы Северодвинска стало несоответствие научного, интеллектуального потенциала работников тому месту, которое они занимают среди коллег в Архангельской области. Потенциал явно не используется в полной мере. Сегодня закон позволяет бюджетным учреждениям (а это все школы, учреждения культуры, спорта) получить хозяйственную самостоятельность. Но при этом органы местного самоуправления обладают правом контроля за всем, что происходит в городских учреждениях образования. Если школа станет муниципальным автономным учреждением, она получит возможность самостоятельно расходовать свои средства — решать, какие задачи для неё приоритетны, а не следовать жёстким и не всегда правильным указаниям «сверху». Возникает возможность заинтересовать сотрудников сегодняшних муниципальных учреждений в конечном результате своего труда. Автономизация — это в первую очередь снижение издержек, более рациональное и эффективное управление учреждением.
В дошкольном образовании сокращение издержек и повышение качества услуг возможно через развитие новых форм работы с детьми. Это развитие сети до-школьных учреждений надомного, семейного типа. Такие «мини-садики», где специалист-воспитатель, нянечка работают дома с группами детей в четыре-пять человек по индивидуальным заказам родителей, распространяются в городах Центральной России, и этот опыт также подходит нам.
Все очевиднее становится проблема отставания системы профессионального образования от потребностей городской экономики и бизнеса.
Систему образования не перевести на новые рельсы без активной и грамотной общественной инициативы. Роль и значимость попечительских, наблюдательных органов в деятельности образовательных учреждений закреплена законодательно. Но населением эти механизмы пока используются слабо.
От социально активной деятельности учебных заведений в микрорайоне (в городе) теперь будут зависеть не только моральные, но и экономические стимулы.
Задача в сфере образования — поддержание устойчивого и более высокого уровня образовательных услуг в городе в сравнении с остальными городами Севера России за счет:
— приоритетного, опережающего финансирования муниципальных учреждений образования, повышения заработной платы и социальной защищённости работников образования и науки;
— стимулирования перехода образовательных учреждений в формы автономных муниципальных учреждений, развития надомных форм предоставления образовательных услуг;
— создания за счёт бюджетных и частных средств помещений для образовательных учреждений всех видов собственности;
— формирования государственно-муниципального образовательного кластера, услуги которого будут котироваться не только горожанами, но и среди регионов-соседей;
— организации муниципальной правовой, институциональной и материальной поддержки создания и устойчивого развития муниципальных и иных образовательных учреждений, в том числе развития негосударственного высшего образования;
— адаптации системы профориентации к требованиям рынка труда в городе и регионе;
— стимулирования создания системы образования по типу «обучение в течение всей жизни».

Здравоохранение
Как никогда актуальны для нашего города вопросы качества медицинских услуг населению. В городе реализуются федеральные и областные программы в сфере здравоохранения, ведётся диспансеризация работающих и пенсионеров, но всего этого мало для ощущения заботы о здоровье горожан со стороны государства и муниципалитета. Обостряется кадровая проблема.
Задача: резкое повышение качества оказания медицинских услуг населению города и формирование медицинского кластера, услуги которого будут котироваться на севере России. Для этого есть желание, осталось проявить волю и умение.
Действия:
— создание правовой, институциональной и экономической основы для материального стимулирования работников сферы здравоохранения к повышению качества оказания медицинских услуг;
— создание комплексной муниципальной программы развития системы здравоохранения Северодвинска с включением:
плана содействия исполнению мероприятий национального проекта «Здоровье» на 2011—2014 годы;
мероприятий по проведению дополнительной диспансеризации горожан;
— организация и развитие новых, в том числе выездных форм работы, введение диспетчеризации и электронных форм записи на приём, изменение графика работы медицинских учреждений;
— создание в городе специализированного центра, ориентированного на обслуживание работников предприятий, осваивающих шельф, а также обслуживающего северные территории и оказывающего медицинские услуги, а также услуги по рекреации и реабилитации;
— снижение смертности от управляемых причин, несчастных случаев, заболеваний, определяющих высокую смертность населения, и профессиональных заболеваний;
— развитие учреждений родовспоможения и создание современных перинатальных центров, содействие семьям с детьми и стимулирование рождаемости;
— расширение спектра медицинских услуг, в том числе предоставляемых на конкурентной, коммерческой основе;
— создание системы обслуживания горожан семейными врачами общей практики и создание сети кабинетов шаговой доступности для их работы.

Состояние окружающей среды и экологическая работа
Несмотря на принимающиеся меры и на то, что наши градообразующие предприятия практически не увеличили выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, уровень загрязнения воздуха в Северодвинске остаётся высоким. Это обусловлено увеличением выбросов в атмосферу от автотранспорта и предприятий электроэнергетики. По некоторым показателям постоянное превышение допустимых норм составляет до двух—четырёх ПДК. Для улучшения экологической ситуации в Северодвинске необходимы вынос движения грузового и легкового транзитного транспорта за черту жилой застройки, перевод ТЭЦ на газовое топливо, другие мероприятия. Но всё это решается медленно и бесконтрольно.
Одной из главных задач местного самоуправления должна стать задача комплексного планирования энергобаланса Северодвинска с учётом прихода в город «большого газа». Строительство в городе внутриквартальных газовых котельных по примеру наших соседей, Вологды, Ярославля, городов Центральной России, позволит не только решить проблему существующих объединённых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, снизить тарифы на теплоноситель, но и закрыть, наконец, угольные котлы ТЭЦ-1, отравляющие атмо-сферу города, устранить навсегда угрозу прорыва дамбы золоотвала.
(Продолжение следует)

От разработчиков тезисов
Такого рода документы не имеют никакой ценности, если придумываются одним или несколькими «умниками» или чиновниками, для того чтобы потешить свое самолюбие или для отчета перед вышестоящим начальством: мол, вот и у нас тоже есть.
В идеале такие документы принимаются после, как говорится, всенародного обсуждения. Для примера можно привести Белгородскую область, где в этом году с помощью имеющихся структур (как властных, так и общественных) весьма широко и глубоко обсуждают Концепцию солидарного общества. Руководство области успешно, но авторитарно, выполняя стратегию развития и добиваясь хороших результатов, задумалось над более эффективным включением в процесс потенциала каждого жителя и всего местного сообщества.
Сегодня Северодвинску трудно выйти на такой уровень (причины можно долго перечислять). Но попытку предпринять необходимо. Если в прошлом веке еще можно было решать вопросы простым увеличением количества лопат или кувалд, коек или грунтовых дорог, то в век высоких технологий такое уже «не катит». Нужны современные решения. Требуются мозги, и не просто, а творческие и объединяющие потенциал, динамично реагирующие на ситуацию, способные достойно конкурировать с соседями. Для примера: есть закон Мура, по которому производительность транзисторов при неизменной стоимости удваивается каждые два года.
Поэтому, например, корпорация «Интел» вкладывает почти половину выручки в научные разработки, а затем каждые четыре года строит новую фабрику по производству микропроцессоров. Любая компания в этой сфере знает, что чуть «зевнешь» или попытаешься сэкономить на ремонте старой фабрики — безвозвратно вылетишь с рынка. Такие темпы и такие жесткие условия. Городскому сообществу надо начинать осознавать именно этот ритм и настрой всего мира.
При обсуждении концепций важен настрой простых жителей, точнее появление желания что-то изменить и приложить к этому собственное усилие. Но определяющим будет изменение позиций людей, принимающих решения (речь не о градоначальниках): будь то школа или магазин, больница или производство. Найдутся ли люди, способные взять на себя пусть небольшую инициативу по выработке предложений хотя бы по своей деятельности. Сможем ли охватить все отрасли сложного городского хозяйства и социальной сферы, спокойно и грамотно обсудить и обобщить. А главное — договоримся ли об изменении в подходах и выборе приоритетных направлений развития, шагов и мероприятий.
События последних лет показывают, что со стороны государства поддержка существования как-то будет обеспечиваться, а вопрос развития — это уже наша с вами проблема.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Северодвинск в ХХI веке
Дата публикации: 18 сентября 2010

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Общество

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia