Северодвинск в ХХI веке

Тезисы концепции развития

(Окончание. Начало в номерах за 14 и 18 сентября)


Молодёжная политика
Несмотря на то, что в среде молодежи области растет престиж образования, особенно высшего, остаются проблемы с трудоустройством на работу по специальности после окончания вуза. Социальной проблемой стало пьянство и другие виды зависимости среди молодых. Предлагаемые вакансии представляют собой либо непрестижную, либо низкооплачиваемую работу. Едва ли не самой главной проблемой молодежь называет жилищную.
Площадкой реализации молодёжной политики в Северодвинске должны стать муниципальные учреждения образования, культуры и спорта. Каждой школе образовать и вести классы со спортивной специализацией, специализированные классы по профессиональной ориентации.
Необходимо использовать опыт наших соседей, в том числе северных городов Скандинавии. Где муниципалитеты совместно с государством, крупными предприятиями и организациями создают специальную молодёжную городскую социальную и предпринимательскую инфраструктуру. Молодёжные клубы, регулярные фестивали и спортивные соревнования для молодых, бизнес-инкубаторы и школы начального менеджмента, молодёжные квоты и специальные фарм-подразделения для молодых при каждом предприятии, конкурсы лучших бизнес-проектов и предложений молодых профессионалов с гарантией профессионального роста и ротации в фирме-участнице таких муниципальных проектов — всё это нам необходимо развивать.

Работа с ветеранами
Надо активизировать деятельность первичных ветеранских организаций и клубов по месту жительства, там, где их нет, — создать вновь, вести поиск новых форм работы с пенсионерами, максимально использовать огромный профессиональный потенциал, желание трудиться людей пожилого и среднего возраста.
Следует использовать опыт других городов, развивая предоставление ветеранам услуг по занятию физической культурой и дополнительному образованию по отдельным специальностям.

Экономическая политика

Огромную зависимость от градостроительных предприятий отрицать невозможно. Постоянная цель и задача — всемерная помощь в развитии северного судостроения и судоремонта. Вместе с тем диверсификация экономики Северодвинска тоже основная задача. Вхождение в программу поддержки моногородов станет базой для этого.
Наряду с развитием градообразующих предприятий городу сегодня выгодно развивать ещё три стратегии экономического развития.
Северодвинск с момента образования имел достаточно высокую концентрацию научного и наукоемкого производства. Численность специалистов, занятых в научно-производственном комплексе, объем научно-технической продукции и стоимость основных фондов отвечают критериям, установленным для наукограда. Обязательным условием соответствия города термину «наукоград» является также активная инновационная деятельность. Статус наукограда в соответствии с федеральным законодательством даёт возможность значительных бюджетных поступлений из федерального бюджета, а также инвестиционных и иных преимуществ при распределении государственных заказов. Поэтому первая стратегия связана с разработанной в городе программой устойчивого экономического развития Северодвинска как города-наукограда на основе развития его научно-технического, производственного и образовательного потенциала.
Второй стратегией экономического развития станет ориентирование бизнеса на услуги в области освоения шельфа арктических морей России и возрождения Севморпути. Не только строительство морских платформ для добычи углеводородного сырья, но и вся инфраструктура обслуживания должна создаваться в нашем городе. Если в городе удастся сосредоточить функцию по обслуживанию добычи морских природных ресурсов, проекты развития транспорта и переработки сырья, создание центров обучения профессиям, востребованным на добывающих, ремонтных, исследовательских и транспортных предприятиях, понадобится до 20 тысяч новых рабочих мест.
Третья стратегия исходит из задач второй. Для развития предприятий, обслуживающих шельфовые месторождения и Северный морской путь, нужен морской порт. Северодвинск и морской порт в Северодвинске настолько естественны и совместимы, что только специально предпринимаемые усилия на уровне некоторых федеральных структур до сих пор мешают появлению в Северодвинске морского порта. К сожалению, много лет эта тема была искусственно закрыта, и будущее Северодвинска как одного из северных портов России не обсуждалось. Пришла пора доказать федеральному центру, что Северодвинский морской порт — это наиболее выгодное для государства обустройство береговой инфраструктуры северных морских перевозок. Из двух возможных вариантов размещения порта — в районе Северо-двинска и в районе губы Сухое море — более предпочтительным является создание порта в Северодвинске. Этот вариант позволит создать новый порт с учетом современных и перспективных технических и логистических решений. Дополнительным проектом станет строительство высокоскоростной магистрали между Архангельским транспортным узлом и районом нового порта. Эта стратегия предполагает создание порядка пяти тысяч новых рабочих мест.
Для развития предлагаемых стратегий необходимо:
— вести разработку и реализацию правовых актов, обеспечивающих создание институциональных, системных и конкурентных преимуществ развития бизнеса в Северодвинске и выстраивать на их основе долгосрочную экономическую политику;
— обеспечить неукоснительную для всех органов местного самоуправления работу по устранению барьеров деятельности бизнеса в Северодвинске, в том числе в сфере морской транспортной логистики;
— создать в городе исследовательский и внедренческий центры по разработке технологий освоения шельфа, стимулировать развитие наукоёмких, энергоэффективных производств;
— стимулировать создание рабочих мест с уровнем заработной платы выше, чем в среднем по городу;
— привлекать инвестиции в инфраструктурные проекты, а также проекты, связанные с созданием производств, особенно ориентированных на работу в связке с субъектами Архангельска и Новодвинска.

Малое и среднее предпринимательство
В 2008—2009 годах тенденция развития малого бизнеса в Северодвинске ухудшилась, и это крайне тревожный сигнал. Резкое сокращение доступа малых предприятий и предпринимателей к финансовым ресурсам и возможностям для инвестирования усугубляет проблему. Малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в городе и области. Доля малых предприятий, ориентированных на другие регионы и экспорт, очень низка.
Кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. Ответом должна стать муниципальная инфраструктура поддержки малых предприятий. Спрос малых предприятий на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставлялись рынком, должен быть обеспечен во время кризиса, в том числе и за счёт муниципалитета. Нужна поддержка деятельности тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийных фондов. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса.
Муниципальная программа поддержки малого бизнеса должна стать одной из основных задач. Её основой станет осуществление мер, направленных на снижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство. В том числе это меры в области имущественной поддержки (льготные аренда и выкуп муниципальных помещений), меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий (разумный городской протекционизм), в том числе со стороны градообразующих предприятий, меры в области информационной поддержки. Существенное улучшение условий для ведения предпринимательской деятельности обеспечит создание открытой для всех информационной системы учета свободных и арендованных земельных участков, муниципальных помещений, переданных в аренду, хозяйственное ведение или по другим основаниям. Не потребуют особых расходов и не приведут к снижению общих поступлений в городской бюджет меры в области сокращения административных барьеров и меры в области налогового регулирования.
Конечная цель всех мероприятий по созданию условий для развития предпринимательства — Северодвинск должен стать городом, комфортным для ведения бизнеса, с высокой степенью занятости и достойной заработной платой, инвестиционно привлекательным и с постоянно растущей долей доходов от данной сферы в местном бюджете.

Тезисы разработаны группой депутатов городского Совета. Публикуются в сокращении.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Северодвинск в ХХI веке
Дата публикации: 28 сентября 2010

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: город

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia