- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Фото В. Капустина
Фото В. Капустина

Красиво учить красивому слову

Разговор с логопедом о тонкостях профессии и издержках образования

Автор Ольга Овчинникова дата: 29 сентября 2010 @ 11:19 в Общество | Нет комментариев

Учиться стало проще?
— При упоминании о логопеде на ум приходит веселый рассказ детского писателя Виктора Драгунского про шишки. Дети спорят, как правильно говорить: «сыски, фыфки или хыхки?».
— Многие думают о том, что задача логопеда — поставить правильно звук. Но только ли это? Он еще и педагог и в какой-то степени психолог. Я должна научить красиво воспроизвести звуковую структуру предложения, развивать мыслительные процессы, заниматься активизацией словарного запаса. Что такое логопед? Логос — слово, речь, рассуждение. Плюс педагог. Всё вместе — обучение слову .
— Вера Александровна, в школе вы работаете с детьми из так называемых коррекционных классов. Раньше называли их классами выравнивания.
— На мой взгляд, название было более точное. Мы готовим их для того, чтобы они могли влиться в обычный класс. В коррекционные классы попадают дети с соматическими заболеваниями, а таких ребятишек, к сожалению, все больше. Отсюда задержка психического развития, недоразвитие речи, нарушение внимания, памяти. Часто это гиперактивные дети либо наоборот — чересчур медлительные, которые состоят на учете у невропатолога. Наша задача — уравновесить эти проявления.
— Представляю, как переживают родители.
— Ничего страшного нет, ведь это не спецшкола, у нас есть возможность работать с детьми индивидуально. Численность в классе была от восьми человек, правда, в этом году местные власти решили поднять планку — от двенадцати. Из-за трудностей бюджета. Хотя детей, которым трудно справляться с программой, меньше не становится.
— Мне кажется, что школьные программы идут по пути упрощения, ориентируясь на западные стандарты. Говорят, что учиться стало проще, чем в советской школе.
— Это не совсем так. Не все дети успевают усваивать программу, она не предполагает закрепление материала, как было раньше. Положено один-два часа на тему? Прошли — идем дальше. Неусвоенное наслаивается как снежный ком. Ребенок нервничает, теряет интерес к учебе. Родители ищут репетитора.
— Рыночные отношения ставят образование в жесткие рамки. Есть ли сейчас учителя, которые, получая небольшую зарплату, готовы заниматься с отстающими после уроков?
— Есть такие, но это делается в ущерб своим семьям, своему здоровью. Никто это не оценит.
— Вера Александровна, а как складывается судьба детей, которые так и не «выравниваются»?
— Выскажу свое мнение. Таким детям не нужны, к примеру, ни химия в объеме средней школы, ни физика. Надо предоставить больше возможностей для трудового обучения. Эти дети хорошо рисуют, шьют, делают мебель... После девятого класса — ориентация на профессиональные училища, техникумы. Тогда у нас не будет проблем с рабочими кадрами. Встречаю как-то своего бывшего ученика. Весь светится. Машину, говорит, купил... Заработал не высоким интеллектом, а своими руками. И слава богу. А если всех тянуть до среднего образования, отстающим ставить двойки, то в конце концов они, озлобленные, уйдут из школы. На улицу.

Читать раньше, чем ходить?!
— Всем нам хочется видеть своих детей успешными. Не потому ли большинство родителей водят детей по центрам раннего развития чуть ли не с пеленок. Учат читать, писать, но не всегда ожидания оправдываются. Все-таки это мода такая или жизненная необходимость для подготовки к школе?
— Вначале была мода, но, похоже, учителя привыкли, что в первый класс идут дети читающие. Планка требований негласно начала подниматься. Хотя программа первого класса предусматривает обучение чтению. Записывая детсадовцев в развивающие центры, родителям нужно поинтересоваться, имеют ли таковые соответствующие лицензии на обучение чтению. Для некоторых структур деньги главное, потому и берутся обучать всему с раннего возраста. К примеру, из одной группы ребенка два способные, а вот остальным еще рано. И не надо спешить.
— Мы теперь уже далеко не самая читающая страна. Выросло поколение, которое смотрит только телевизор и занимается компьютером. Вера Александровна, дайте профессиональный совет, как приучить детей к книге?
— Я советую не торопиться с обучением чтению. Может ли ваш ребенок справиться с этим — решать профессионалу. Одно время ставилась задача научить детей читать в быстром темпе. И что в итоге получалось? Прочитал ребенок 140 слов в минуту, а пересказать не может.
Типичная картина: мама, усталая, приходит с работы и говорит ребенку, мол, почитай сам, я готовлю ужин и слушаю тебя... Важно, чтобы на первом этапе вместе за книгой сидел кто-нибудь из родителей. Чтобы текст был интересным для ребенка. После чтения должен быть диалог. Надо учить выделять главное, устанавливать причину событий и его следствие, подбирать синонимы и антонимы. У школьников, как замечено, бедный активный словарь, мало употребляется глаголов и прилагательных.
Когда я спрашиваю детей, что они любят читать, они отвечают, как правило: фантастику, приключения. Они пытаются тем самым уйти от реальности. Может, видят неурядицы в семье, в окружении.
— Задача понятна: с детьми дома надо работать. Но ведь сложно бывает заставить ребенка взять в руки книжку. «Не хочу, неинтересно»...
— ...И включает телевизор. По мнению психиатров, информационное поле телевизоров и компьютеров несет чаще всего негатив, отбивает желание читать. Идет дешифровка интеллектуальных данных. Это как вирус. Я считаю, что компьютерами родители откупаются от ребенка, чтобы не принимать участие в его интеллектуальном развитии.
— Я слышала, что в приличных семьях уже выкидывают телевизоры. А вы своим детям запрещали его смотреть?
— Мы с детьми много читали. Помнится, моя младшая дочь всегда плохо ела. За этой процедурой я читала ей стихи Токмаковой и показывала рисунки. Так вот, в 10 месяцев она их знала наизусть. Потом вместе рисовали листочки, кошечек — то, о чем читали. Сколько радости было, когда нашли на улице подобный листочек, подержали его в руках. Надо прививать энциклопедические знания. Я по жизни реалистка. На одной фантастике детей не воспитаешь.
— А как же в таком случае сказки?
— Они сами по себе замечательны, но ведь сказка ложь, да в ней намек. Все должно быть в меру. Мы должны читать с детьми и Бианки, и Пришвина. Научить ребенка видеть, как распускаются весной листья, красоту осени. Словом, книги подбирать грамотно, ориентируясь на содержание, а не на яркие картинки. Чтобы они чему-то учили, развивали.
— В школах детям дают огромные списки для внеклассного чтения.
— Когда учитель дает задание, в этом есть элемент требовательности. Когда что-то навязывают, в том числе литературу, как правило, хочется делать наоборот. А ребенку надо предлагать то, что ему интересно, или как-то заинтересовать программой. Это уже личность, с ним надо считаться.

Детки умненькие, а говорить не научены
—То, что русский язык мы теряем, это не новость. Молодежь не может связать несколько слов в предложение без связки «блин» и других на ту же букву. Нормальную русскую речь слышишь разве что по каналу «Культура». Вопрос из разряда риторических: а школа может научить говорить красиво?
— Учитель может, и логопед в том числе. Надо учить детей красиво говорить, чтобы они не боялись выступать, имели правильную дикцию, по жизни были уверены в себе, умели защитить себя речью. Чтобы их слушали и понимали. А когда интеллект высокий, а речь на низком уровне, никто слушать не будет. Проводя все время за компьютером, разговаривая на школьном сленге, они общаться не научатся. В школах города работают 30 профессиональных учителей-логопедов. Но, к сожалению, ориентируемся мы в основном на специализированные классы. А почему должны быть обижены дети других школ, в том числе 17-й, гимназии? Детки там умные, но как некоторые из них говорят: гнусавят, берут быстрый темп речи, с плохой дикцией... А на невербальном уровне, за счет внутреннего проговаривания — интеллектуалы. Они могут отлично ответить письменно.
— По-моему, на это теперь и нацелена наша школа. Взять хотя бы ЕГЭ.
— Вот почему я против ЕГЭ. Это лотерея, в которой надо угадать один из четырех вариантов. А если ребенок разволновался?.. Когда выпускник сдает экзамен учителю, то он может понять его эмоциональное состояние, объективнее оценить путем наводящих вопросов уровень его знаний. Экзамен по географии, истории, литературе должен быть, на мой взгляд, только в устной форме. Нейрофизиологи утверждают: если мы увидим, услышим, запишем и проговорим, это надежно отложится в памяти. Если одно из звеньев выпадет, мысли уйдут в пространство. К сожалению, все эти функции разбросаны. Пишем, но молчим. Либо услышали, но не записали. К слову, слуховая память самая низкая.

Открывает дядя рот...
— Вы ставите такую высокую планку для школьников. А если послушать, как говорят наши руководители, депутаты... Выходит, им всем тоже нужно к логопеду?
— А почему бы нет? Недавно ко мне подошел один уважаемый человек за помощью. Речь, говорит, у меня очень быстрая, в подчинении много людей, но они меня не слышат... И таких случаев в моей практике было немало.
Моя профессиональная мечта, наверное, как и всех логопедов, чтобы красиво говорили дикторы, политики, чтобы не морщиться от досады, включив телевизор. Парадокс, но высокоинтеллектуальные люди, как правило, говорят плохо. В школьную программу, я считаю, хотя бы факультативно надо включать изучение техники речи.
А дома послушайте, как ваш ребенок рассказывает стихотворение, насколько выразительно. И поймете, что главное требование школы — заучить наизусть.
— Вера Александровна, ни один педагог не обходится без методических пособий. У вас, я вижу, они тоже есть. Причем вами же написаны. Да еще в такой увлекательной форме! Там и загадки, хитроумные анаграммы. Полистала — так интересно!
— С 2002 года у меня вышло четыре книги. Сподвигли меня на литературное творчество мои наставники, профессора педагогических вузов Санкт-Петербурга. В книгах много информации об окружающем нас мире, моя задача — научить ребенка мыслить, рассуждать, развивать интеллект. Они для тех, кто любит читать и хочет знать больше.
— Вы уж не обижайтесь, но, на мой взгляд, все учителя любят поучить. Профессия такая. А у вас есть фразы, которые вы часто повторяете?
— Есть такие. Например, когда мои дети жалуются, что ой как тяжело, говорю: а почему должно быть легко? Жизнь — это доказательство своего собственного Я, своего достоинства. А мой принцип: детям улыбайся! Если учитель не может этого, из профессии надо уходить. Пользуясь случаем, в преддверии профессионального праздника хочу поздравить с ним своих коллег.
— «Северный рабочий» присоединяется, учителям — добрых пожеланий!


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2010/09/29/krasivo-uchit-krasivomu-slovu.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.