Ширина дороги всего 750 мм. На путях работает бригада СМУП «Белое Озеро». Фото автора
Ширина дороги всего 750 мм. На путях работает бригада СМУП «Белое Озеро». Фото автора

Дорога жизни

Как Кудемская узкоколейка попала в рейтинг Forbes

В августе на сайте www.forbes.ru появился рейтинг «10 самых красивых железнодорожных маршрутов планеты». Да, это впечатляет! Самые быстрые в мире поезда, курсирующие между Токио и Осакой. Ретийская железная дорога в Альпах со спиральными туннелями и виадуком Ландвассер на пяти арочных опорах высотой 65 м. Самый длинный в мире поезд из 220 товарных вагонов, который возит руду из Сахары в порт Нуадибу (Мавритания). Далее — Канада, Китай, Франция, Испания, Мексика, Норвегия. А первой в перечне значится... Кудемская узкоколейка в окрестностях Северо-двинска!


Водогон — Белое Озеро
Правда, снимок подкачал. Никакой красоты: забор, трава, рельсы. Но текст! Просто-таки поэмы в прозе удостоил Кудемскую УЖД на сайте Forbes автор материала Роман Королёв.
«Одна из немногих оставшихся в России узкоколейных железных дорог — и одна из самых красивых — соединяет в Архангельской области Северодвинск (станция Водогон на западной окраине города) и поселок Белое Озеро... Поезд не спеша, со скоростью
30 км/ч, едет сначала мимо дачных поселков, а потом начинаются спокойные северные пейзажи с лесами и озерами. Деревья подступают так близко, что порой кажется, будто поезд едет по лесной тропе...». Есть и расписание: «По понедельникам, средам и пятницам поезд отправляется от Водогона в 17:00, по субботам в 16:00, а по воскресеньям в 18:30. Билет стоит 30 рублей».
Из отзывов на форуме. «Пару слов о Кудьме. Роман, зачем же прилюдно позорить и без того проблемный район? Этой статьей вы, может быть, поток инвестиций привлечете такой, что по этой узкоколейке «Сапсаны» будут носиться? Уверяю Вас, кроме машинистов «подшофе» и деревенских развалин, там нечего смотреть. Напишите тогда уж, что поезда эти на каждом втором-третьем рейсе сходят с рельс, вагоны переворачиваются — пусть картина будет более реалистичной!»
Нет, возражают другие, дорогу поддерживают, мосты ремонтируют. «А места там и вправду красивые! Автору респект». Другие не согласны: «Болота, лесотундра, раздолбанные вконец вагончики. Ну, пара-тройка озер, так где их нет. И мечты о нормальной асфальтированной дороге».

Исчезающие вещи
Весело читать в некоторых газетах: «Кудемская УЖД признана одной из десяти самых живописных железных дорог планеты». Что значит «признана»? У любого рейтинга есть авторы, которые опирались на некие критерии. Кто же и почему оказал честь нашей узкоколейке, о которой даже не все северодвинцы знают?
На Романа Королёва я вышла через сотрудника издательского дома «Алекс Шпрингер» Михаила Казиника. Спросила по электронной почте: «Как узнал об этой дороге Роман Королёв? И каким образом мы «победили» по живописности другие дороги нашей огромной страны, например ту, что вокруг Байкала?».
Михаил (редактор и заказчик материала) ответил: «Красота ведь бывает разная. В случае с узкоколейкой красота — в уникальности. Для меня это история про исчезающие вещи».
Вот что написал мне сам Роман: «Кругобайкальская ЖД очень красива, но она довольно известна. Мы же с редактором хотели рассказать о дороге малоизвестной, но тоже замечательной... О Кудемской узкоколейке мне рассказали друзья, которые были в тех местах два года назад. С тех пор я тоже мечтаю там побывать».

Поехали!
Для жителей Белого Озера внимание сайта www.forbes.ru оказалось полной неожиданностью и вместо гордости вызвало беспокойство. Но об этом ниже. А пока отправляюсь по той самой дороге на тепловозе с начальником Белозёрского территориального отдела администрации Северодвинска Виктором Николаевичем Тихоновым и директором СМУП «Белое Озеро» Николаем Николаевичем Петуховым.
Поездка выпала на чудесный день бабьего лета. Красоты природы осветило осеннее солнце, разноцветный лес махал ветками вслед поезду. О поездке пришлось договариваться специально: расписание пассажирских рейсов составлено для удобства не северодвинцев, а жителей Белого Озера. Оттуда в город поезд отправляется в восемь утра, с Водогона обратно — как указано у Р. Королёва.
— Когда будем опрокидываться, что делать? — спрашиваю у Тихонова.
— Не опрокинемся! Это басни! — отрезал Виктор Николаевич.
Делаем остановку, чтобы полюбоваться на новый мост через протоку между Большим Кудемским и Трестяным озёрами. Железобетонный красавец построен в прошлом году на муниципальные деньги. Да и вся дорога муниципальная. А обслуживает её СМУП «Белое Озеро».
Это предприятие обеспечивает жизнедеятельность посёлка.
— У нас много видов деятельности, начиная с отоп-ления. Обслуживаем 63 дома, из них три двухэтажных с водяным отоплением, остальные с печным, — сообщил Н. Петухов. — На нас заготовка дров, выработка и передача теплоэнергии. Отапливаем 1800 кв. метров, это вместе со школой. Ремонтируем дома в посёлке. Содержим 30 км железной дороги. Обеспечиваем перевозку грузов и людей.
— А этот рейтинг нам положительного ничего не принёс, — вздохнул В. Тихонов.
Кудемская УЖД, как и множество подобных, по-строена после войны для обслуживания лес-промхоза — на Белом Озере работали заключенные. Потом лес валили свободные граждане, в леспромхозе трудилось до тысячи человек. В середине 80-х он закрылся, и появилось предприятие «Урзугалес». Потом его признали банкротом, и сейчас вся производственная деятельность сосредоточена в СМУП «Белое Озеро». Тем временем узкоколеек в России почти не осталось. А теми, что остались, централизованно никто не занимается. РЖД ведает только ширококолейными дорогами. А кто должен регламентировать деятельность узкоколеек, выдавать лицензии на право перевозки людей? Неизвестно. Так что материал www.forbes.ru, привлекая внимание к дороге, может сыграть ей не на пользу.

Трудяги
Ещё одна проблема — подвижной состав. Не спросила, сколько лет вагонам, но вид у них латаный-перелатаный. Дизельный тепловоз ТУ-6, которым управляет машинист Владимир Анатольевич, выпущен в 1986 году. Где купить новые? Уже давно никто не производит технику для таких дорог.
— Мы нашли в одном из леспромхозов области более-менее подходящий вагон — но он брошен в лесу, невозможно вывезти. Рельсы к нему разобраны, — рассказывает В. Тихонов. — А у нас пассажиропоток! Особенно возрастает в летние месяцы. Грибники, ягодники, туристы.
На сегодня УЖД — единственная дорога в посёлок Белое Озеро. Альтернатива узкоколейке — автодорога, и лет 15 назад её даже начали строить. Прорубили километров пять просеки от Пихтал (или, точнее, Пихкало), и всё. Надо отдать должное: муниципальный бюджет выделяет средства на текущий и капитальный ремонт УЖД. В каком состоянии она была! За пять лет существования СМУП «Белое Озеро» проделана огромная работа. На протяжении пяти лет каждый год километра три ремонтируется. Можно сказать, что практически половина дороги заменена. Есть надежда, что из городского бюджета на 2011 год будут выделены средства на капитальный и поддерживающий ремонт домов, содержание узкоколейки. Построить новое нет возможности. Два года назад ПО «Строймост» провело комплексное обследование мостов на линии УЖД (всего их шесть) и выдало свои предложения комитету ЖКХ. На следующий год дано предложение о выделении средств на ремонт ещё одного моста.

Всех переселить?
Постоянных жителей, зарегистрированных в посёлке Белое Озеро, — 338. Из них 58 — до 18 лет; кстати, несколько лет здесь не появлялись дети, а теперь рожают: в прошлом году появились на свет пятеро маленьких белозёрцев, в этом — четыре. 42 человека старше 70 лет. За стариками, нуждающимися в помощи, ухаживают два социальных работника, состоящие в штате северодвинского центра «Забота». Говорят, летом количество жителей возрастает в несколько раз.
В посёлке работает средняя школа № 26 в комплексе с детским садом. Здесь проводятся и культурные мероприятия, в этом же здании «офис» местной администрации.
Медпомощь населению оказывает ФАП — фельдшерско-акушерский пункт, входящий в структуру горбольницы № 2. При необходимости экстренной госпитализации выручает всё тот же тепловоз. Каждый год в посёлок приезжают выездные бригады узких специалистов. Нынче осенью снова ждут десант врачей.
Есть частный магазин. Завоз продуктов — по узкоколейке, к поезду прицеплен специальный вагон.
Какая работа есть для жителей?
— Львиная доля постоянных жителей — пенсионеры. В СМУП «Белое Озеро» 21 работник, в комплексе школа/сад тоже два десятка человек. Почта, лесхоз, магазин, медпункт.
В. Тихонов считает, что власть о посёлке не забывает. Его регулярно посещают представители администрации Северодвинска и горсовета депутатов. Приезжали мэр Михаил Гмырин и председатель горсовета Владимир Мелёхин. Два года назад депутат областного Собрания Александр Дятлов помог оборудовать медпункт.
Есть ли у посёлка пер-спективы? По словам В. Тихонова, есть первый опыт муниципального заказа на пиломатериалы для нужд города.
Большая проблема — кадры. Работоспособные люди, зарегистрированные в посёлке, уезжают в Северодвинск, снимают жильё, находят работу. Н. Петухов рассказал мне, что поиски второго машиниста шли несколько месяцев.
Периодически всплывает тема переселения в Северодвинск. Но переселить двести с лишним семей? Где взять столько квартир!

Быть или не быть?
Вдоль путей можно проехать на мотоцикле или велосипеде, а ещё народ имеет самодельные мотодрезины. Интересно: если не будет поезда, дрезины станут местным узкоколейным такси?
— Нет, вопрос с дорогой надо решать, — убеждён
В. Тихонов. — Где-то на уже не действующих УЖД остался подвижной состав и тепловозы. Если бы удалось их найти, мы бы купили! Да, у нас есть под боком Севмаш, и он может сделать эти вагоны, но цена вопроса будет слишком высока. Так что будем искать дальше.
И продолжает:
— Наша дорога — это вывоз больных, завоз продуктов и грузов, это связь с «Большой землёй». Узкоколейка для нас — дорога жизни. И это без пафоса.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Дорога жизни
Дата публикации: 6 октября 2010

Автор(ы): Галина Чарупа   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 786
Рубрика статьи: Общество

 

Один комментарий в “Дорога жизни”

  1. Олег декабря 8, 2010 1:52

    На Кудемской УЖД работают тепловозы ТУ8 (1989г.в.), а не ТУ6. Подвижной состав в минимальном объеме производится Камбарским машзаводом в Удмуртии.

Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia