Бой с тенью
«А я и не знал, что «Икарус» может с такой скоростью передвигаться! На дорогу до работы потратил в два раза меньше времени», — делился на днях знакомый. Ему вторит коллега: «В такие гонки уже несколько раз попадала — в автобус садиться страшно. А когда водители еще и отношения прямо на остановке выяснять начинают, пуская в ход маты и кулаки, хоть пешком иди прочь!» Это все об уличных «боях» официальных пассажирских перевозчиков и нелегалов.
Борьба за пассажира
Борьба с нелегальными автоперевозчиками в нашем городе ведется давно, хоть ситуация и не достигла размеров архангельской. В областном центре в свое время и дня не обходилось без такой вот драки на остановках, гонок и пострадавших от всего этого пассажиров. Да и сейчас особого порядка с автобусами там нет. А у нас?
— В Северодвинске из 27 автобусных маршрутов 21 обслуживает муниципальное пассажирское автопредприятие, выигравшее конкурс. Все «Газели» на городских маршрутах нелегальные! Делать их легальными невыгодно и довольно опасно: транспорт этот не самый комфортный, неодно-кратно к нам поступали жалобы, что водители маршруток во время движения обслуживают пассажиров, теряя контроль над управлением. К сожалению, многие воспринимают «Газели» и частные «пазики» как нормальное продолжение транспортного потока, не задумываясь, что это нелегалы, которые не платят налоги, нарушают законы, наносят материальный ущерб ПАТП, выхватывая пассажиров, не несут ответственности в случае ДТП, — рассказал председатель комитета ЖКХ, транспорта и связи администрации города Николай Спирин. — По закону необходимые условия для осуществления пассажирских перевозок в Северодвинске — наличие лицензии, паспорта маршрута и договора с администрацией.
Заплатив штраф, едут дальше
У нас перевозчиков, которые выполняют все эти условия, можно по пальцам пересчитать. А с остальными борются: была создана межведомственная комиссия, которая в рейдах «отлавливала» нелегалов на улицах города. Но, как показала практика, дело это оказалось сложным и бесполезным: водители маршруток успевали предупреждать друг друга, а если и попадались, мизерного штрафа совсем не пугались. Сейчас комиссия практически не выходит на улицы города в полном составе, по крайней мере, так говорят в местном ГИБДД. Логичный вопрос: куда смотрят сами автоинспекторы? А ответ простой: сотрудники ГИБДД могут штрафовать нелегалов лишь за нарушение правил дорожного движения. Это всего 100 рублей, и чаще всего, получив штраф, водители едут дальше по маршрутам автобусов.
Если маленькие штрафы нелегалов не пугают, пора их повышать — так решили областные депутаты. На ближайшей сессии парламентарии планируют рассмотреть поправки в областной закон об административных правонарушениях и до максимальных размеров увеличить штрафы за нарушение порядка организации транспортного обслуживания населения. Но в случае принятия поправок миллионные штрафы будут платить лишь юридические лица, санкции для частников — 4—5 тысяч рублей. Такой суммой нелегалов все равно не напугать, столько они заработают за несколько часов. Да и перевозку пассажиров еще доказать надо, как показала практика работы комиссии, дело это сложное: чаще всего водители «Газелей» попросту «идут в отказ»: мол, еду вовсе не по маршруту, везу знакомых...
Кому невыгоден частник?
Впрочем, есть и такие, кто скрываться не намерен. Недавно сама ехала в автобусе с аншлагом «3К», автобус частный, всем пассажирам постоянно напоминают, что проездные не действуют.
Однако здесь выставлена вся необходимая потребителю информация — номер лицензии, ИНН, имя и телефон предпринимателя. Вот он, по мнению чиновников администрации, нелегальный перевозчик, бери и штрафуй, как говорится. Но сам индивидуальный предприниматель Денис Варакин нелегалом себя не считает, штрафы, когда они случаются, оспаривает в суде и говорит, что выигрывает.
— У меня есть лицензия на право пассажирских перевозок, есть контролирующий орган — управление автодорожного надзора по Архангельской области и НАО. Есть автобусы, есть разработанный маршрут «ЗК», утвердить который я пытался в ГИБДД и администрации. Но чиновникам не нужно, чтобы в городе развивался частный транспортный бизнес, — объяснил свою позицию Денис Варакин. — Условия к конкурсам на обслуживание маршрутов пишутся так, что выиграть может только ПАТП! И пусть ПАТП со своей работой не справляется (мне известно, что у предприятия пустует 13 графиков), но монополию продолжают поддерживать на всех уровнях. Давно не секрет, что наше пассажирское предприятие практикует сдачу рейсов в аренду «своим людям». По федеральному закону я вовсе не обязан иметь договор с мэрией, чтобы работать на маршруте. И сколько бы ни было попыток бороться с нами, отступать я не намерен — буду, если потребуется, судиться и продолжать работу. Кстати, планирую в ближайшее время снизить цену билета.
Решения по-прежнему нет
— Удивляет такая позиция. Почему люди считают, что, получив лицензию, могут делать что угодно? Есть же и другие условия и требования, в том числе и областного закона, — комментирует главный специалист отдела энергетики, транспорта и связи комитета ЖКХ горадминистрации Игорь Медведев. — Разговоры о том, что люди желают работать легально, остаются лишь разговорами. Некоторые приходили с просьбами разработать новые маршруты, но город компактный, улицы и без того перегружены транспортом... Понаблюдайте, разве ездят нелегалы-частники по маршрутам с малым количеством пассажиров: номер 8, например? Нет, ездят по «тройке», маршрутам № 1, 15, 16, причем буквально уводят пассажиров «из-под носа» у автобусов ПАТП...
Чем же подытожить? Война с нелегалами у нас, конечно, ведется, но непримиримой она, пожалуй, осталась только на дороге — там, где гонки, и маты, и рукопашная... В остальном лишь много шпилек в адрес оппонентов, а решений по-прежнему нет. И страдают от этого те, кому приходится мерзнуть и мокнуть на остановках и наблюдать разборки водителей. Каждый, конечно, выбирает сам, на каком автобусе ему ехать. Но ведь «Газели» и частные «ПАЗы» не пустуют. Так, может, пора прекратить эти бои с тенью и дать частникам возможность работать легально? Может, здоровая конкуренция всем пойдет на пользу?
Дата публикации: 20 октября 2010
Автор(ы):
Мария Романова
(сайт автора)
Кол-во статей у автора - 951
Рубрика статьи: Первая полоса
Один комментарий в “Бой с тенью”
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены
“не задумываясь, что это нелегалы, которые не платят налоги, нарушают законы, наносят материальный ущерб ПАТП, выхватывая пассажиров, не несут ответственности в случае ДТП, — рассказал председатель комитета ЖКХ, транспорта и связи администрации города Николай Спирин.”
Уважаемый Николай Спирин, именно об этом я и думаю, стоя на остановке по часу в темноте (около 9 часов вечера, кстати, пытаясь уехать на 3-ке), наблюдаю за проходящими 15-шками, 133-и, и плачу что нет ни одной маршрутки, в итоге вызываю такси. Так, что мало у нас маршруток, мало. Надо думать не о прибылях-убытках ПАТП, а о людях