Когда долго стоишь на остановке, времени нет выбирать, частный автобус или муниципальный. Фото В. Капустина
Когда долго стоишь на остановке, времени нет выбирать, частный автобус или муниципальный. Фото В. Капустина

Бой с тенью

О методах борьбы с нелегальными перевозчиками

«А я и не знал, что «Икарус» может с такой скоростью передвигаться! На дорогу до работы потратил в два раза меньше времени», — делился на днях знакомый. Ему вторит коллега: «В такие гонки уже несколько раз попадала — в автобус садиться страшно. А когда водители еще и отношения прямо на остановке выяснять начинают, пуская в ход маты и кулаки, хоть пешком иди прочь!» Это все об уличных «боях» официальных пассажирских перевозчиков и нелегалов.


Борьба за пассажира
Борьба с нелегальными автоперевозчиками в нашем городе ведется давно, хоть ситуация и не достигла размеров архангельской. В областном центре в свое время и дня не обходилось без такой вот драки на остановках, гонок и пострадавших от всего этого пассажиров. Да и сейчас особого порядка с автобусами там нет. А у нас?
— В Северодвинске из 27 автобусных маршрутов 21 обслуживает муниципальное пассажирское автопредприятие, выигравшее конкурс. Все «Газели» на городских маршрутах нелегальные! Делать их легальными невыгодно и довольно опасно: транспорт этот не самый комфортный, неодно-кратно к нам поступали жалобы, что водители маршруток во время движения обслуживают пассажиров, теряя контроль над управлением. К сожалению, многие воспринимают «Газели» и частные «пазики» как нормальное продолжение транспортного потока, не задумываясь, что это нелегалы, которые не платят налоги, нарушают законы, наносят материальный ущерб ПАТП, выхватывая пассажиров, не несут ответственности в случае ДТП, — рассказал председатель комитета ЖКХ, транспорта и связи администрации города Николай Спирин. — По закону необходимые условия для осуществления пассажирских перевозок в Северодвинске — наличие лицензии, паспорта маршрута и договора с администрацией.

Заплатив штраф, едут дальше
У нас перевозчиков, которые выполняют все эти условия, можно по пальцам пересчитать. А с остальными борются: была создана межведомственная комиссия, которая в рейдах «отлавливала» нелегалов на улицах города. Но, как показала практика, дело это оказалось сложным и бесполезным: водители маршруток успевали предупреждать друг друга, а если и попадались, мизерного штрафа совсем не пугались. Сейчас комиссия практически не выходит на улицы города в полном составе, по крайней мере, так говорят в местном ГИБДД. Логичный вопрос: куда смотрят сами автоинспекторы? А ответ простой: сотрудники ГИБДД могут штрафовать нелегалов лишь за нарушение правил дорожного движения. Это всего 100 рублей, и чаще всего, получив штраф, водители едут дальше по маршрутам автобусов.
Если маленькие штрафы нелегалов не пугают, пора их повышать — так решили областные депутаты. На ближайшей сессии парламентарии планируют рассмотреть поправки в областной закон об административных правонарушениях и до максимальных размеров увеличить штрафы за нарушение порядка организации транспортного обслуживания населения. Но в случае принятия поправок миллионные штрафы будут платить лишь юридические лица, санкции для частников — 4—5 тысяч рублей. Такой суммой нелегалов все равно не напугать, столько они заработают за несколько часов. Да и перевозку пассажиров еще доказать надо, как показала практика работы комиссии, дело это сложное: чаще всего водители «Газелей» попросту «идут в отказ»: мол, еду вовсе не по маршруту, везу знакомых...

Кому невыгоден частник?
Впрочем, есть и такие, кто скрываться не намерен. Недавно сама ехала в автобусе с аншлагом «3К», автобус частный, всем пассажирам постоянно напоминают, что проездные не действуют.
Однако здесь выставлена вся необходимая потребителю информация — номер лицензии, ИНН, имя и телефон предпринимателя. Вот он, по мнению чиновников администрации, нелегальный перевозчик, бери и штрафуй, как говорится. Но сам индивидуальный предприниматель Денис Варакин нелегалом себя не считает, штрафы, когда они случаются, оспаривает в суде и говорит, что выигрывает.
— У меня есть лицензия на право пассажирских перевозок, есть контролирующий орган — управление автодорожного надзора по Архангельской области и НАО. Есть автобусы, есть разработанный маршрут «ЗК», утвердить который я пытался в ГИБДД и администрации. Но чиновникам не нужно, чтобы в городе развивался частный транспортный бизнес, — объяснил свою позицию Денис Варакин. — Условия к конкурсам на обслуживание маршрутов пишутся так, что выиграть может только ПАТП! И пусть ПАТП со своей работой не справляется (мне известно, что у предприятия пустует 13 графиков), но монополию продолжают поддерживать на всех уровнях. Давно не секрет, что наше пассажирское предприятие практикует сдачу рейсов в аренду «своим людям». По федеральному закону я вовсе не обязан иметь договор с мэрией, чтобы работать на маршруте. И сколько бы ни было попыток бороться с нами, отступать я не намерен — буду, если потребуется, судиться и продолжать работу. Кстати, планирую в ближайшее время снизить цену билета.

Решения по-прежнему нет
— Удивляет такая позиция. Почему люди считают, что, получив лицензию, могут делать что угодно? Есть же и другие условия и требования, в том числе и областного закона, — комментирует главный специалист отдела энергетики, транспорта и связи комитета ЖКХ горадминистрации Игорь Медведев. — Разговоры о том, что люди желают работать легально, остаются лишь разговорами. Некоторые приходили с просьбами разработать новые маршруты, но город компактный, улицы и без того перегружены транспортом... Понаблюдайте, разве ездят нелегалы-частники по маршрутам с малым количеством пассажиров: номер 8, например? Нет, ездят по «тройке», маршрутам № 1, 15, 16, причем буквально уводят пассажиров «из-под носа» у автобусов ПАТП...
Чем же подытожить? Война с нелегалами у нас, конечно, ведется, но непримиримой она, пожалуй, осталась только на дороге — там, где гонки, и маты, и рукопашная... В остальном лишь много шпилек в адрес оппонентов, а решений по-прежнему нет. И страдают от этого те, кому приходится мерзнуть и мокнуть на остановках и наблюдать разборки водителей. Каждый, конечно, выбирает сам, на каком автобусе ему ехать. Но ведь «Газели» и частные «ПАЗы» не пустуют. Так, может, пора прекратить эти бои с тенью и дать частникам возможность работать легально? Может, здоровая конкуренция всем пойдет на пользу?

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Бой с тенью
Дата публикации: 20 октября 2010

Автор(ы): Мария Романова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 951
Рубрика статьи: Первая полоса

 

Один комментарий в “Бой с тенью”

  1. Ирина октября 20, 2010 19:14

    “не задумываясь, что это нелегалы, которые не платят налоги, нарушают законы, наносят материальный ущерб ПАТП, выхватывая пассажиров, не несут ответственности в случае ДТП, — рассказал председатель комитета ЖКХ, транспорта и связи администрации города Николай Спирин.”

    Уважаемый Николай Спирин, именно об этом я и думаю, стоя на остановке по часу в темноте (около 9 часов вечера, кстати, пытаясь уехать на 3-ке), наблюдаю за проходящими 15-шками, 133-и, и плачу что нет ни одной маршрутки, в итоге вызываю такси. Так, что мало у нас маршруток, мало. Надо думать не о прибылях-убытках ПАТП, а о людях

Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia