Копейка ничего не бережёт

О ценах, рублях и «хитрых» упаковках

— Вы уж, пожалуйста, мелочь не давайте. Куда я с этими копейками...
— Должна буду четыре копейки. Сдавать нечем...
Такие фразы слышишь в магазинах постоянно. Мелкие монеты, на которые уже ничего не купишь, только оттягивают кошелек. Центральный банк России внял этой проблеме и решил постепенно вывести монеты достоинством в одну копейку, а затем и пять копеек, из оборота.


Причины — экономического характера. Чеканка одной копейки стоит 47 копеек, пятака — 69 копеек. При наличных расчетах сумму платежа предлагают округлять до десяти копеек в сторону уменьшения. Кстати, есть интересное наблюдение за ценниками. Практически все они заканчиваются на 90 или 99 копеек. Это такой маркетинговый ход, позаимствованный на Западе и от которого там уже отказались, чтобы лишний раз не раздражать покупателей. Сомнительно, что после изъятия мелких монет предприниматели пожертвуют девятью копейками, а не округлят цену до рубля в большую сторону.
С копейками, на которые сегодня уже ничего не купишь, все понятно. Их съедает инфляция, которая, несмотря на прогнозы властей, не хочет сдаваться. В этом году, как объясняют нам, природные катаклизмы навредили. Был план по инфляции семь процентов, придется корректировать до восьми. Архангельская область уже по итогам октября достигла семи с лишним процентов.
В начале осени власти как-то особенно озаботились всплеском цен. Начались рейды прокуратуры, о нарушителях активно сообщали СМИ. Сейчас былой активности не наблюдается. Цены успокоились?
Похоже, что производители и торговля выбрали осторожную тактику. Поделюсь своими наблюдениями. Фирменный мясной магазин, от товара ломятся витрины. Нетрудно заметить, что все стало дороже, цена килограмма деликатесов, например, перевалила за 300 рублей и выше. Да и сами деликатесы как-то подзавяли на срезе. Причина понятна: пока покупатели не привыкнут к новым ценникам, спрос всегда падает. На вопрос, на сколько подорожал товар, продавцы затрудняются с ответом. Мол, раза три за осень уже поднимали цену.
Тактика понятна: поднять цены за один раз — это привлечь внимание контролеров на свою голову. За это попал на заметку Северодвинский хлебокомбинат, подняв стоимость продукции сразу на пять процентов. Это было в начале осени. С тех пор северо-двинский хлеб, как сказали в мэрии, не дорожал. Но сказать, что на хлебном рынке стоимость хлеба и булок все та же, не берусь. На ценниках архангельских пирожков в упаковке, к примеру, которые еще недавно стоили 9.30, теперь напечатано 9.90. С «Докторскими» булочками такая же картина. Стеллажи заполнены буханками в целлофановой упаковке весом 550 граммов, как принято говорить в рекламе, по доступной цене. Такие теперь выпускает Архангельский хлебокомбинат. Северодвинский хлеб весит больше, соответственно и стоит дороже. Слышала, что именно по этой причине наши хлебопеки потеряли архангельский рынок. А кто будет вчитываться в наклейки мелким шрифтом! Сколько в таком случае стоит хлеб в килограммовом измерении, что учитывает статистика?
То, что цены потихонечку ползут вверх, это не открытие, но производители стараются оберегать покупателей от негативных эмоций. Смотришь на ценник — никаких изменений. Но неожиданное открытие можно сделать, если изучить надписи на упаковке, к примеру, некоторых молочных продуктов и сравнить вес. Раньше фасовали по 1 и 0,5 л, а сейчас увидишь и 950 г, и привычные 500, а есть и 425, и 450.
Если зайти на сайт областного правительства, то тема контроля над ценами, похоже, теряет актуальность. По-следняя информация датирована октябрем. О том, что, к примеру, в нашем регионе самые дешевые яйца во всем Северо-Западном федеральном округе, а по цене на молоко мы на втором месте после Вологды и т.д.
Можно ли регулировать цены на государственном уровне? Примеры есть. Лекарства стали дешевле, что отмечает статистика, после того, как были введены ограничительные меры, правительство занялось фармацевтическими компаниями. Операторы мобильной связи тоже пообещали умерить свои аппетиты. Этот факт широко освещался в центральных СМИ. Конечно, не по своей воле олигархи пошли навстречу трудящимся, а после того, как им погрозили пальцем из высоких кабинетов. Северодвинские ветераны тоже выступают за контроль над ценами, они скромно просят открыть социальный магазин. Власти пообещали заняться этим проектом.

Комментарий
Начальник управления экономики мэрии Олег Попов:
— Еженедельный мониторинг цен мы продолжаем. Трудно делать прогнозы, но, похоже, осенний всплеск, который сопровождался ажиотажным спросом, завершился. Цены на продовольствие, например на ту же гречку, достигли платежеспособного спроса и пошли вниз. Ненамного поднялись в цене куриные яйца, но это сезонный фактор. Мнения о пользе социального магазина неоднозначны, поскольку в городе подобный опыт уже был. Но есть решение об открытии такого магазина, мэрия этим проектом занимается. Первым делом надо подобрать помещение.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Копейка ничего не бережёт
Дата публикации: 17 ноября 2010

Автор(ы): Ольга Овчинникова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 542
Рубрика статьи: Первая полоса

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia