Сосуд доброты и радости

Завтра, 28 ноября, 40 дней со дня преставления епископа Тихона

По православной традиции верующие северяне на сороковой день преставления епископа Архангельского и Холмогорского Тихона будут подавать в храмах записки о упокоении правившего архиерея, поминать дома его добрую и бессмертную душу. Поминать с печалью и с благодарностью, что их глаза хоть раз в своей жизни видели этого бесконечно доброго к прихожанам архипастыря, строгого рачителя духовной жизни церкви.


Вскоре после начала его деятельности в нашей епархии во время посещения Куртяева за трапезой в гостевом домике, что называется, по промыслу Божию, я был удостоен чести произнести пафосный тост о России и Русской православной церкви. Говорил то, что шло из сердца, ничуть не заботясь о впечатлении от короткой речи. Тогда, как мне показалось, епископ Тихон понял мой душевный порыв и его причины. Потом были другие встречи, репортажи о церковных праздниках, ежемесячные выпуски православного «Месяцеслова» в газете «Северный рабочий». Без лукавой скромности скажу: доставляло великую радость, когда владыка выделял взглядом меня, грешного, в толпе прихожан, и огорчало, когда этот взгляд скользил мимо. Это был верный знак задуматься о своих поступках.
Однажды оброненная архипастырем фраза заставила меня более серьезно взглянуть на мои журналистские потуги искренне писать на православные темы. Владыка, благословляя прихожан, на мгновение остановился рядом со мной и сказал буквально следующее: «Будь добрее к своим коллегам и читателям». Я долго размышлял над этими словами и пришел к выводу, что на пресс-конференциях, которые регулярно проводил правящий архиерей, я горячо возмущался атеистическими выпадами моих коллег в адрес православной церкви, выступал, не имея права быть их судьей, обличал их в духовном невежестве, приземленном материализме. А епископ Тихон, оказывается, подмечал такую запальчивость, но не осуждал. Сам же он, слушая каверзные вопросы, всегда воспринимал их спокойно и таким же тоном, как любящий отец, растолковывал проблему.
Однако правильнее будет остановиться на том земном следе, который епископ Тихон оставил на Архангельской земле, на его любви к Северодвинску, к корабелам, военным морякам, на уважении и плодотворном сотрудничестве с властями Северодвинска. За полтора десятка лет архиерейского служения владыки Тихона духовная жизнь в Архангельской области даже зримо преобразилась. К великой радости верующих в лоно епархии вернулся старейший на Белом море Николо-Корельский монастырь. Завершено строительство здания епархиального управления, выросло певчее мастерство архиерейского хора, регулярными стали паломнические поездки северян на Святую Землю в Иерусалим, организованные епархией и Патриархией. Трижды наш край посещал патриарх Алексий II и дважды патриарх Кирилл.
Владыка заботился о развитии духовной жизни не только в Архангельске, но и в областной глубинке. Повсеместно, включая Новую Землю и самую северную в Арктике погранзаставу России, открылись православные приходы и храмы. Их возглавили молодые иереи, прошедшие подготовку в духовных семинариях и практику в Соловецком монастыре, Свято-Троицкой Антониево-Сийской обители, в кафедральном Свято-Ильинском соборе. Число молодых священников и диаконов в епархии выросло в десятки раз. По отзывам клирика Свято-Никольского храма отца Алексея (Шинина), во время церковного богослужения владыка Тихон был весьма внимателен к точному исполнению церковных правил. Допустивших ошибку послушников он воспитывал опять-таки не окриком, а отеческим внушением.
Поистине жемчужиной Северодвинска ныне является белокаменная церковь Владимирской иконы Божией Матери — первое церковное здание в истории нашего молодого города. А всего при владыке Тихоне число храмов и часовен в нашем городе возросло в пять раз. В практику во-шли православные телепередачи на областном и местных телеканалах, на которых регулярно выступал правящий архиерей, крестные ходы от Емецка к Антониево-Сийскому монастырю, сбор пожертвований посредством покупки именных кирпичей для кладки стен церковных зданий. Из таких кирпичей, к слову, была построена часовня Александра Невского в сквере у мэрии. Думается, пора бы этому зеленому уголку города и имя дать, связанное со святым защитником земли русской.
Хлопотами епископа Тихона в Северодвинск привозили чудотворные иконы с ларцами святых мощей преподобномучениц Елизаветы и Варвары, блаженной матушки Матроны московской, совершались поездки по епархии и другим регионам России с крестом-мощевиком.
Владыка всячески поощрял пропаганду духовных знаний, в том числе через воскресные школы. При нем стали регулярными общеобразовательные Иоанновские чтения, а в город-ских больницах открылись церковные лавки. Вместе с экс-мэром Александром Беляевым он заложил, а через несколько лет освятил часовню Александра Невского. Можно и дальше перечислять список богоугодных дел, которыми был насыщен каждый день земного пребывания правящего архиерея. Конечно же, нельзя не вспомнить его влияние на создание в воинских коллективах атмосферы братской любви и готовности исполнить высшую христианскую добродетель: «Положить жизнь свою за други своя».

Как воин Христов епископ Тихон, в соответствии с договором о сотрудничестве между Московской Патриархией и Министерством обороны РФ, большое внимание уделял духовному окормлению русского воинства на территории Архангельской области. Он бывал на всех городских мероприятиях, на которых присутствовали командование военно-морской базы, руководство города; да редкий визит в Северодвинск обходился без общения с командованием гарнизона, директорами оборонных предприятий, главой города. Владыка давал духовное напутствие экипажам кораблей, прошедших ремонт и модернизацию на северодвинских верфях АПЛ. Такое благословение на службу России дал архипастырь и экипажу ТАКР «Северодвинск».
Год назад в городском музее на фотовыставке православного фотохудожника Владимира Богданова мое внимание привлекла фотография, на которой было запечатлено венчание бывшего командира БелВМБ вице-адмирала Олега Трегубова. Фотообъектив достоверно передал то искреннее и душевное волнение, которое испытывали супруги, заключая брак на небесах. Этот обряд, конечно же, не был первой ласточкой в Северодвинском гарнизоне. По словам священников, к этому времени уже десятки военных моряков скрепили свой семейный союз венчанием. Такой нравственный перелом в душах людей в погонах, думается, стал возможен благодаря возвращению к православным идеалам, к нашим отеческим традициям.
При самой активной поддержке командования военно-морской базы был открыт госпитальный храм Николая Чудотворца. Не так давно здесь случилась ситуация, которая чудесным образом отвела беду от руководителя медучреждения, а второго руководителя вознесла на новую должность, где он может оказывать большую помощь нуждающимся.
Сегодня в каютах и в рабочих кабинетах флотских офицеров рядом с портретами президента России Дмитрия Медведева, главы правительства Владимира Путина, министра обороны Анатолия Сердюкова, гербами и другими государственными символами России почти как обязательный атрибут можно увидеть икону святого праведного Федора-воина (адмирала Ушакова). Многие из этих образов лично вручил епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Эти святые образы будут постоянно напоминать военным морякам о епископе, выбравшем целью своей жизни служение Богу, как будет напоминать церковь Всех Святых, у алтаря которой на Вологод-ском кладбище Архангельска он похоронен.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Сосуд доброты и радости
Дата публикации: 27 ноября 2010

Автор(ы): Семен Тюкачев   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 26
Рубрика статьи: православие

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia