МОЁ ПИОНЕРСКОЕ ПРОШЛОЕ

Проверка на честность


Я ребёнок 80-х. Моё школьное обучение начиналось в стабильные восьмидесятые, а закончилось в нестабильные девяностые. За 11 лет пребывания в школе нас научили любить и уважать дедушку Ленина, затем относиться ко всему совет-скому нейтрально, а потом и вовсе всё критиковать. Как и многие мои ровесники, я навечно осталась пионером.


Хочу порассуждать о том времени и рассказать о моей первой учительнице. Не буду называть её реального имени: пусть это будет некий собирательный образ учителя тех лет. Думается, в моей Раисе Львовне (назову её так) поколение 80-х узнает и своих учителей.
Первый педагог учила меня и весь наш класс верить в счастливое советское будущее. Серьёзно так учила, я бы сказала, с надрывом. Это тогда она нам казалась взрослой опытной женщиной, а на самом деле было ей чуть больше тридцати. И делала она своё дело со всей «горячностию молодости». Не спорю, воспитывала она в нас и немало положительных качеств — ответственность, собранность, организованность, чувство долга. Но параллельно с ними в наших душах зарождалось и желание выслужиться, уличить одноклассника в чем-то незаконном, чтобы за счёт этого продвинуться.
В первом классе я думала, что преданно и беззаветно люблю и уважаю Раису Львовну. Но к концу четвёртого испытывала смешанные эмоции: неуверенность в своих чувствах и недоверие к ней. Лишь по прошествии многих лет я поняла, что испытывала перед своим учителем какой-то непонятный страх и вину, а тогда это ощущалось как чувство ответственности и долга за всё сказанное и сделанное.
Раиса Львовна очень любила проверять нас на «честность». Вспоминается случай: из управления образования в конце четверти прислали контрольный диктант, который, как оказалось, мы уже писали с Раисой Львовной. Учитель стала подбивать нас сокрыть данный факт, а в подкрепление предложила поднять руки тем ученикам, кто желает того же. Почти весь класс поднял руки. Я тоже подняла, но при этом почувствовала какой-то подвох. А Раиса Львовна тут же отменила своё предложение, укорив нас за такую нечестность. Диктант мы писали другой.
Начальная школа закончилась, затем пролетела средняя и старшая. И я уже давно во взрослой жизни: Раису Львовну после начальной школы видела лишь раз, да и то на каком-то школьном концерте во времена средней школы.
Год назад неожиданно для себя встретила мою первую учительницу на улице: она гуляла с внуком. Испытала непонятные чувства — как будто обрадовалась и испугалась одновременно. Передо мной стояла иная Раиса Львовна, без того «советского налёта». Мы вспомнили наш класс, какие-то моменты, учитель рассказала о себе, о своих детях. Слушая Раису Львовну, вдруг поняла: изменилась не только она, но и я сама. Изменились наши взгляды, время, в которое мы живем. Душевно пообщавшись с этой уже немолодой мудрой женщиной, испытала какое-то невероятное чувство облегчения. Я бы даже сказала, катарсис. Толком и не поняла, что меня так в ней покорило, но от моих детских страхов и обид не осталось и следа.
Наталья КОВАЛЁВА

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Проверка на честность
Дата публикации: 4 декабря 2010

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Образование

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia