Транспортный вопрос: кто кого подрезает

И кого хотят записать в нелегалы

На улицах города, на пригородных рейсах сейчас нет недостатка в автобусах, как это было раньше. Для пассажиров есть выбор. Но рынок транспортных услуг не должен развиваться стихийно. С этим согласны все.


Неспроста на сессии городского Совета весной этого года депутаты подняли вопрос о нелегальных перевозчиках, которые вклиниваются в городские маршруты, работают без лицензии, не платят налоги — словом, наносят ущерб экономике города и легальным перевозчикам. Рейдами и проверками, как убедились городские власти, нелегалов не приструнить. На такой почве родилась законодательная инициатива — внести поправки в областной закон об административных правонарушениях на транспорте в части увеличения штрафов для нелегальных перевозчиков. Так, штраф для нелегальных перевозчиков (граждан) — 5 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей (должностных лиц) — 50 000 рублей, для юридических лиц — 1 миллион рублей.
Данные штрафы предусмотрены для лиц, осуществляющих перевозки пассажиров по автобусным маршрутам общего пользования (межмуниципальным автобусным маршрутам) без договора между перевозчиком и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Архангельской области (исполнительным органом государственной власти Архангельской области). Из чего видно, что штрафы для нелегальных перевозчиков (которые работают без лицензии, не проходят ни технических, ни медицинских осмотров) и так были небольшие — две-три тысячи рублей, а станут пять тысяч рублей. Это их не остановит. Как подрезали автобусы у остановок, так и будут. Да и по карману сильно не ударит.
Для частных же предпринимателей повышение штрафа с трёх-четырёх тысяч рублей до 50 тысяч — практически ставит весь малый бизнес под угрозу. А штраф для юридических лиц в один миллион рублей просто обанкротит предприятие, не оставив никаких шансов на выживание. Из чего следует, что это не борьба с нелегальным перевозчиком, а идёт передел рынка.
Что же происходит на рынке пассажирских перевозок? Мы знаем точку зрения властей, но какова позиция альтернативных перевозчиков? В Северодвинске работают несколько крупных структур, по количеству автобусов не уступающих муниципальному ПАТП. Частные предприятия создают рабочие места, платят налоги, занимаются благотворительностью. Неужели и такие структуры могут попасть под штрафы за незаконные перевозки?

ООО «МАЛавто» — одно из таких предприятий, работающее более 10 лет. Руководителю его Николаю МАЛИННИКОВУ транспортная «кухня» хорошо известна. Почему на ней становится всё жарче?
— Вопрос и простой, и сложный одновременно. Если взять пассажиров, их точку зрения, то с появлением альтернативных перевозчиков не стало толчеи и давки в автобусах. Всем понятно, что муниципалы с перевозками не справлялись. Мы проводили социологическое исследование. Так вот, люди согласны ждать на остановках не более 7—10 минут. Значит, нужны дополнительные перевозчики. Нам говорят, что страдает экономика ПАТП, а ведь это муниципальное предприятие вот-вот станет ОАО и будет таким же частным, как и любой другой перевозчик. Ещё при прежнем руководителе ПАТП отказалось от маршрутов № 133 и 138 якобы из-за убыточности. Сегодня эти маршруты обслуживаются архангельской транспортной фирмой. И надо заметить, что обслуживаются лучше, чем это делало Северо-двинское МПАТП. Из чего следует, что маршрут всё-таки прибыльный. Значит, кому-то был выгоден отказ МПАТП от данных маршрутов?
А если посмотреть на междугородные маршруты, от которых они отказались более трёх лет назад. В сторону Котласа в зимний период можно было уехать только три раза в неделю. Сего-дня на автобусах транспортной фирмы «МАЛавто» можно добраться до Котласа и Великого Устюга ежедневно. Благодаря частным перевозчикам Севмаш отказался от монополии Северодвинского МПАТП и экономит на этом более трёх миллионов ежегодно (так как не приходится доплачивать за доставку рабочих предприятия на работу и обратно).
— Николай Александрович, городские власти всё время говорят о том, что они не против частных перевозчиков, и предлагают участвовать в конкурсах.
— О конкурсах разговор особый. Да, они проводятся, но каждый из них оставляет много вопросов. А в целом условия конкурса сформированы так, что выполнить их может только ПАТП. Впечатление такое, что заранее отметаются конкуренты. К примеру, одно из условий — наличие больших автобусов, то есть ЛиАЗов на 100 мест. Требование формальное, поскольку все знают, что в условиях нашего города большие автобусы будут ходить полупустыми. К примеру, на восьмом маршруте работают «пазики», а по условиям конкурса должен быть ЛиАЗ... Есть ещё требование — наличие лицензированного медкабинета. Хотя в антимонопольной службе утверждают, что требование медкабинета совсем необязательно, достаточно иметь сертифицированного медработника или наличие договора с медучреждением или организацией, у которой получена лицензия на проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров. К тому же индивидуальный предприниматель, если он сам не является медработником, не имеет права получить лицензию на медицинскую деятельность. Должно быть минимум ООО. Создаётся впечатление, что кампания о внесении изменений в областной закон развернута несколькими крупными перевозчиками Архангельска и Северодвинским МПАТП, которые хотят расчистить себе дорогу и получить максимальную выгоду, забыв при этом о пассажирах, которые вынуждены будут подолгу ждать автобус на остановках.
— Каковы могут быть последствия, если поправки в закон будут приняты?
— Предприятие, имеющее, например, машин 20, я думаю, уже не выживет. Наш автопарк — около сорока автобусов разной вместимости. Какие же мы нелегалы, хотя и мы можем оказаться в таком положении.
Кроме того, мы считаем, размеры штрафов должны быть одинаковы.
Почему такая градация в одном и том же виде деятельности? Если наши власти озабочены безопасностью пассажиров, ростом аварий, то в таком случае лучше не допускать индивидуалов к перевозкам. Пусть этот вид деятельности останется за юридическими лицами, контроль за которыми организовать проще, а предусмотренные ранее штрафы для юридических лиц и так не маленькие. Что касается штрафов, то они должны быть одинаковыми для всех и не превышать разумных пределов, к примеру не выше 100 тысяч рублей.
На транспортном рынке идет передел, лоббирование. Это все понимают. Нас не надо пугать миллионными штрафами, мы хотим честной конкуренции. Хотим, чтобы было услышано и наше мнение.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Транспортный вопрос: кто кого подрезает
Дата публикации: 4 декабря 2010

Автор(ы): Ольга Овчинникова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 542
Рубрика статьи: город

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia