С победоносным крейсером и последними наградами. Фото В. Капустина
С победоносным крейсером и последними наградами. Фото В. Капустина

Изюминка «Кирова»

Северодвинский судомоделист вновь стал чемпионом мира

Музей Мирового океана в Калининграде, центральный морской музей в Гданьске (Польша), МИД Канады, частные российские коллекции и представительные международные выставки — где только не находятся сегодня работы нашего судомоделиста Александра Кузнецова.


Одна из самых любимых его работ в бесчисленной коллекции — модель краснознаменного тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров» образца 1992 года, который стоит у одного из причалов «Звездочки». Судьба самого прототипа предрешена, но память о нём останется в уменьшенной, детализированной до мельчайших подробностей копии нашего умельца. Четыре месяца ушло на её создание: шутка ли — собрать пинцетом около тысячи крохотных деталей! Именно с этой работой он и стал чемпионом мира в этом году. После вынужденного двухлетнего перерыва в выступлениях.
Впрочем, тут Александр Фёдорович не удивил: высокое звание получает уже второй раз. Вообще же в послужном списке много весомых побед: 12 раз он становился чемпионом России, шесть — победителем Кубка России.
Судомоделирование — его увлечение с детства. Помнит, как организовал кружок в подвале жилого дома, где мастерил вместе со сверстниками. В 1972 году пришел работать на станцию юных техников (ныне ЦЮНТТ), преподаёт уже 32 года. Судомоделирование для него и спорт, и хобби.
На чемпионате мира по стендовым моделям кораблей всех классов в немецком Дортмунде было представлено около 250 моделей из 17 стран — парусники, разрезы кораблей. Александр Кузнецов соревновался в самой массовой категории, где было представлено 45 моделей. С «серебром» (Китай) у него разница в сотых балла.
— Китайские моделисты сегодня лидируют. Они берут массовостью, коллективным ручным трудом, когда десяток человек, например, выполняют одну и ту же деталь, из которых потом выбирают лучшую. Россияне же выигрывают кропотливостью, старанием, индивидуальностью... Хочу на борт ещё человек 40 экипажа поставить, каждый — миллиметров в пять высотой, — возвращается он к своему «Кирову».
Терпение в работе судомоделиста — самое важное. Это почти ювелирная работа, ведь деталей на большом судне десятки тысяч. Рассматриваю «Киров»: каждое звено цепочки здесь менее миллиметра, сделано вручную. Материалы используются самые разные — вплоть до капроновых волокон (из них на крейсере сделаны антенны). Нашему моделисту специально привезли катушку проволоки из «чёрного ящика» самолета: предельно тонкая, но при этом крепкая. На крейсере выполнена даже подсветка изнутри: в торпедном отсеке стоят скамейки, внутри ящички и лесенки, висит экран — экипаж «смотрит» фильм.
— Это моя изюминка! — рассказывает Александр Фёдорович. Он сам судья высшей международной категории, знает, чем берут чемпионы.
— Судья сравнивает чертёж корабля с выполненной моделью — насколько аккуратно и точно автор смог передать всё до мельчайших деталей. Оценивает качество окраски, общее впечатление и многое другое. Максимально здесь можно взять сто баллов. У меня на чемпионате мира, например, было 98.
Такой кропотливости он учит и своих воспитанников: в его объединении в ЦЮНТТ занимаются ребята с пятого класса. Сын Алексей — мастер спорта международного класса, чемпион мира. Есть три кандидата в мастера спорта, чемпионы России, победители кубков России. Из последних успехов: в этом году на чемпионате России по классу надводных кораблей Эдуард Козорез взял «золото», вторым по пластиковым моделям был Роман Шкаев. Главное: здесь они учатся всему тому, что потом пригодится в жизни — клеить, красить, работать на станках, фрезеровать.
Радует, что сегодня судомодельный спорт в стране оживает: на чемпионат России этого года в Коломну выезжало 150 человек, было представлено по 10—20 моделей в каждом классе. Встретить в рядах соревнующихся можно как четвероклассников, так и 70-летних. Правда, и держится всё в основном на их собственном энтузиазме.
— В Китае, например, в 1990-х за медаль чемпиона мира давали премии в 90 годовых окладов и трёхкомнатную квартиру в Пекине. А нам в лучшем случае спасибо скажут...
Сейчас Александр Кузнецов трудится над полузаготовкой японского авианосца «Акаги», в 1941 году участвовавшего в атаке военно-морской базы США Перл-Харбор. К лету планирует завершить работу и поехать с ней на чемпионат Европы в Италию.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Изюминка «Кирова»
Дата публикации: 8 декабря 2010

Автор(ы): Екатерина Курзенева   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 1288
Рубрика статьи: Общество

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia