Маэстро и его муза

Полвека и пять лет супругов Морозовых

На старых фотографиях из нескольких девчонок Тамару можно узнать по обуви: всегда на высоких каблучках. 16 января Тамаре Павловне Морозовой исполнилось 80 лет, но склонности к изящной обуви коренная ленинградка не изменила.


Недавно у дома Тамаре Павловне встретился незнакомый мужчина и спросил:
— Вы жена Владимира Ивановича Морозова? Вот был человек-то...
Владимиру Ивановичу Морозову, почти сорок лет руководившему оркестром штаба Беломорской военно-морской базы, на днях тоже исполнилось бы 80. Легендарный музыкант ушёл из жизни в октябре 2008-го.
О Морозове снимали телесюжеты, писали статьи. А вот его муза — супруга Тамара Павловна, с которой они прожили вместе 52 года и ещё три года до этого встречались, всегда оставалась в тени.
В.И. Морозов родился 21 января 1931 года в Воронеже, с 43-го — курсант-воспитанник Ростовской военно-музыкальной школы. Далее — музыкант-воспитанник военного оркестра, студент музыкального училища, после службы в армии (тоже в военном оркестре) — курсант военно-дирижёрского факультета Ленин-градской консерватории. Тогда они и познакомились.
— Папа мой был репрессирован по 58-й статье, — рассказывает Тамара Павловна, — и когда мы с мамой в 1945 году вернулись в Ленинград из эвакуации, наша квартира оказалась занята. Мама завербовалась на завод и поселилась в общежитии, в одной комнате жили три семьи. В 1953 году мне дали комнату в коммунальной квартире, где мы поселились с сестрой. Я работала экономистом на заводе Лентрублит, который делал тюбинги для метрополитена, а по вечерам училась. Незадолго до этого, 7 ноября, у нас с подругами была вечеринка, пришли ребята из консерватории. На следующий день они привели с собой Морозова: «Слушай, там одна девчонка есть, тебе надо познакомиться».
— Вы работали и учились — когда же успевали ходить на свидания?
— Свидания-то были раз в две недели — чаще курсантов в увольнение не отпускали. Поженились мы в августе 1956 года. Свадьба была очень скромная. Вдвоём пошли регистрироваться, а вечером в моей комнате собрались родственники и его друг, человек десять. На столе были винегрет, колбаска, сыр, чай, водочка.
Как раз в это время военно-дирижёрский факультет в Ленинграде закрыли, а студентов перевели в Москву, где при консерватории организовали факультет военных дирижёров.
— После нашей свадьбы в сентябре он уехал в Москву, а через полгода окончил консерваторию, и в марте 57-го мы отправились на Северный флот. До 1965 года он служил на крейсере «Адмирал Ушаков», руководил корабельным оркестром.
Один из запомнившихся эпизодов тех лет — Карибский кризис. «Адмирал Ушаков» взял курс в район кризиса, но планы изменились, и крейсер пошёл вокруг Европы в Чёрное море. Тут надо заметить, что музкоманда была приписана к медчасти.
— В Бискайском заливе они попали в сильный шторм, корабль поднимало и бросало с высоты вниз. Вся команда лежит, всех рвёт. И вдруг у одного из матросов начинается приступ аппендицита. Врач делал операцию, и Морозов, устойчивый к морской болезни, ему ассистировал. При такой-то качке!
В Североморске Тамара работала завделопроизводством в политуправлении, готовила ответы на письма военнослужащих. Её непосредственным начальником был контр-адмирал Борис Леонидович Коренев, отец Владимира Коренева — знаменитого Ихтиандра из фильма «Человек-амфибия». Молодой актёр приезжал в Североморск, выступал в Доме офицеров, рассказывал о съёмках фильма.
Мы сидим в квартире Морозовых на проспекте Ленина. Кроме Тамары Павловны и меня здесь дочь Татьяна (приехала к маме из Питера) и бывший начальник ДОФа, а затем управления культуры мэрии Олег Иванович Булюктов (сейчас он работает в министерстве образования, науки и культуры правительства Архангельской области).
— В 1965 году, когда Владимир Иванович сюда приехал, нынешний оркестр базы назывался оркестром бригады подводных лодок. Но по сути это был тот же самый коллектив. Музыканты, кто постарше, когда-то пришли к Морозову срочниками, — вспоминает О.И. Булюктов. — В Советском Союзе офицеры служили до 45 лет. А Морозову позволили переслужить до 54 лет (уникальный случай), потому что он был профи, которого жалко терять. В 1985-м он уволился, и оркестр принял человек, который из замечательного коллектива умудрился за пять лет сделать банду. Я в то время служил в Гремихе, и слово «морозовцы» звучало по всему флоту. В 1990 году меня перевели в Северодвинск, я пошёл послушать оркестр, и у меня волосы дыбом встали. Морозов в это время вёл кружок в 18-й школе, потом — в Клубе юных моряков. Я его нашёл, познакомился и попросил вернуться в оркестр на гражданскую должность артиста. И вот при живом штатном дирижёре он начал заниматься с оркестром — и это тоже уникальный случай. Когда в 1992-м ДОФ открывали после ремонта, Владимир Иванович уже стоял у пульта. А того, другого, скоро уволили.
Морозов сам писал музыку и занимался аранжировками. Если индийская или китайская лодка выходит в море или возвращается с испытаний и должен звучать соответствующий гимн, слушал запись, записывал мелодию на слух, потом делал аранжировку.
Тамара Павловна перебралась в Северодвинск в 1966-м, стала искать работу и по рекомендации политотдела пришла в горотдел народного образования.
— С тех пор и до января 2002 года я работала там — 35 лет! Сначала меня взяли машинисткой, потом стала экономистом, старшим бухгалтером централизованной бухгалтерии, старшим экономистом, на пенсию ушла с должности начальника планово-экономического отдела управления образования. Занималась экономикой образования, составляла бюджеты и планы. Была через наш горплан связана с Госпланом, все мои расчеты на пятилетку вперёд направлялись в Москву. Город развивался, надо было учесть количество учеников и классов, спланировать, сколько понадобится мест в садах и школах через несколько лет, нужна ли вторая смена. И под всю эту численность сформировать бюджет.
— У вас была серьёзная работа, у мужа серьёзная служба. А как же дом, дети?
— Когда дочки были маленькие, приезжала из Ленинграда моя мама, помогала. Муж отводил детей в садик. Готовил ужин.
Владимир Иванович был человек энергичный и всё успевал. Кроме всего прочего настраивал фортепиано, смолоду увлекался фотографией, снимал домашние фильмы.
По характеру Морозов был непрост, но людей уважал и зла не помнил.
Рассказывает Татьяна:
— Он был хороший психолог, умел с людьми находить общий язык. Никогда не повышал голос, в том числе на нас, детей. Из трудных ситуаций ему помогало выходить чувство юмора. Внимателен к людям всегда был, к любому матросу. Переживал, если у них проблемы. Их родители ему писали, посылки присылали, но он себе ничего не брал — об этом не могло быть и речи.
Обе дочки, Ольга и Татьяна, окончили музыкальную школу. Таня живёт в Санкт-Петербурге, преподаёт английский на факультете иностранных языков в РГПУ имени А.И. Герцена (мама часто ездит к ней в гости и по-прежнему называет родной город Ленин-градом). Ольга — инженер, работает в Москве.

...Оркестром штаба БелВМБ второй год руководит молодой дирижёр Игорь Канурин.
— Музыкальность коллектива на высшем уровне благодаря крепкой классической закалке, — считает Игорь. — В оркестре живы хорошие традиции, которые будем поддерживать и развивать. Оркестр можно будет услышать 5 февраля на концерте в ЦКиОМ, где мы сыграем новую программу. Тамару Павловну Морозову мы обязательно пригласим на концерт как самого почётного гостя.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Маэстро и его муза
Дата публикации: 19 января 2011

Автор(ы): Галина Чарупа   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 786
Рубрика статьи: Общество

 

Один комментарий в “Маэстро и его муза”

  1. Павел апреля 25, 2011 22:48

    Сам служил в оркестре у Морозова.Классная статья.

Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia