КИНОКЛУБ

Дуэль по Гришковцу


В прошлые века, вызывая на дуэль, произносили фразу: «Я требую сатисфакции!». Слово, давшее название новому фильму режиссёра-дебютантки Анны Матисон, в переводе с латыни — удовлетворение за оскорбление чести. По фильму оружие дуэлянтов XXI века — алкоголь (кто кого перепьёт).


Одной из главных тем январского заседания журналистского киноклуба в уютной гостиной кинокомплекса «Родина» стал не только сам фильм, но и творчество Евгения Гришковца: известный писатель и драматург, он же сам себе режиссёр и актёр, в «Сатисфакции» — сопродюсер, соавтор сценария и исполнитель главной роли. Он играет инициатора дуэли Александра, олигарха ре-гионального значения и обманутого мужа.
В обсуждении приняли участие Владимир Тикус и Галина Чарупа («Северный рабочий»), Наталья Кологреева («Вечерний Северодвинск»), Андрей Рудалёв (литературный критик), Людмила Шурындина и Светлана Миронова («Трудовая вахта»), Алексей Шашков (журнал «ЦenterУМ»), Лариса Рудакова (директор парка культуры и отдыха), Светлана Кряжева (менеджер кинокомплекса «Родина»), Максим Мышкин (рекламная служба ЗАО «Модерн-медиа»). По традиции вела дискуссию Ольга Голубцова (консультант по связям с общественностью ЗАО «Модерн-Медиа»).

Л. Шурындина. Гришковец — будь то его выступление на телевидении, фильм, книга — это театр одного актёра. Вот и «Сатисфакция» рассчитана прежде всего на то, чтобы подать себя, любимого, успешного. Хочу и могу. Таков же его Александр. Хочу — жене бриллианты подарю, а хочу — собачкину медальку. Александр одинок. Но ему и поговорить — это полюбоваться на себя. А для себя он уже всё решил. Не случайно Диму играет артист нераскрученный. Актёр посильнее просто «задавил» бы Гришковца.
О. Голубцова. Мне, наоборот, роль Димы показалась более сильно сыгранной. А кухня насколько интересней этих двоих оказалась! Самым симпатичным персонажем я считаю мальчика с кухни, который всю ночь учит английский. Он уйдёт с этой кухни, чего-то добьётся в жизни.
М. Мышкин. Безусловно, «Сатисфакция» — полностью авторское кино. Каждая фраза в фильме, неважно кем произнесённая, — это фраза Гришковца, словно он находился везде, меняя лица и костюмы. С одной стороны, Гришковец выражает некую свою авторскую позицию. С другой стороны, это такое «кино ни о чём», в котором на самом деле много всего сказано.
С. Миронова. Самая ударная, сильная сцена — когда Александр стоит на балконе и рыдает. И ещё одна — когда он признаётся, что искренне любил только свою первую жену и изменял ей, а почему так делал, не понимает. Тем самым ситуация с обвинением нынешней жены зашла в тупик. Смысл фильма не в самой дуэли, а в диалоге героев.
А. Шашков. Фильм мне понравился. Он грамотно выстроен. Трудно удержать интерес зрителей, когда два человека просто сидят за столом и общаются. А создателям фильма это удалось. Фильм сосредоточен вокруг вечных тем. Как ни странно, у меня в сознании возникла параллель с фильмом «Царь», где шут прилюдно говорит, что царица — блудница. Что делает царь? Шута казнить, царицу в монастырь. Неважно, правду ли сказал шут. Важно, чтобы царь отреагировал, чтобы все знали: царь крут и силён. Вот и герой Гришковца — все должны знать, что он крутой и не оставит измену жены без последствий. По-моему, был бы интересней финал, если б выиграл не он.
Н. Кологреева. Мне кажется, фильм слабоват. От словесной дуэли я ожидала большего психологизма. Для себя сделала наблюдение: это традиционный российский спор между Азией и Европой. Гришковец с его азиатскими лицом и менталитетом против лондонского холёного Димы. У них всегда будут разные подходы к решению проблем, и их спор вечен. А когда я вижу олигарха, плачущего по поводу непонятости, мне, чест-но говоря, хочется смеяться. Это двойная мораль: днём я вершу судьбы, ночью плачу — меня не понимают.
В. Тикус. Гришковец как писатель и драматург мне нравится, а вот как актёр... Но мне фильм понравился. Я бы его пересмотрел дома на диске. Фильм силён деталями: эпизод с собачкой, Димин диск с классической музыкой, спор вокруг кастрюли с макаронами, разноцветные стекляшки в калейдоскопе...
Л. Шурындина. Гришковец, безусловно, личность, он никогда не боится говорить и писать о том, что близко именно ему.
...По словам режиссёра фильма «Сатисфакция» Анны Матисон, в основу сценария легла случайно брошенная фраза: «А что если двое мужчин сидят, выясняют отношения из-за женщины, при этом просто пьют...». О финале фильма и отношении зрителей к его главным героям — Александру (Евгений Гришковец) и Дмитрию (Денис Бургазлиев) — Анна в одном из интервью говорит так: «Удивительно, что люди, в общем-то схожие по воспитанию, по образованию, по восприятию жизни, вставали на стороны разных персонажей, двояко трактовали финал картины. Да и мы не стремились навязать зрителям какой-то правильный ответ, и я не уверена, что однозначно правильные ответы существуют» (www.proficinema.ru). То же подтвердило и наше обсуждение: оказалось, что финал фильма каждый воспринял по-своему.
В заключение хочу привести слова А. Рудалёва, но высказанные не в беседе, а в рецензии на «Сатисфакцию» на сайте www.tv29.ru: «Каждый — осколок в разноцветном калейдоскопе жизни. Осколочность — принцип современной жизни и человеческого сознания. Герои Гришковца плывут по воле житейских волн в русле беседы на заданные темы от «Мороженого» до «Музыки»; куда их прибьёт, там и хорошо... От самого человека мало что зависит, на него действуют внешние факторы да не подвластные ему инстинкты, физиология. Весь вопрос: кто первым вырубится? В этом и смысл. Естественный отбор и борьба за выживание. Постоянно нужно демонстрировать силу, а иначе вырубишься, и тебя затопчут».

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Дуэль по Гришковцу
Дата публикации: 29 января 2011

Автор(ы): Галина Чарупа   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 786
Рубрика статьи: Культура

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia