Тунис: солнце, море и омары. Государственный переворот в турпакет не входит. Фото из архива автора
Тунис: солнце, море и омары. Государственный переворот в турпакет не входит. Фото из архива автора

Под зимним солнцем

Бывает недёшево и сердито

Последние дни центральные СМИ пестрят сообщениями о событиях в Тунисе (а сейчас и в Египте). Государственный переворот, народ вышел на улицы, громит магазины, иностранные туристы в срочном порядке покидают Тунис. После чего на экране появляется представитель российского туроператора и начинает успокаивать, дескать, в зоне отдыха все спокойно.


Несколько лет назад я отдыхала с друзьями в этой стране. Гуляли по широким пляжам с белоснежным скрипучим песком, погружались в экзотику узких улочек и восточных базаров. Восхищалась, с каким изяществом закрытые в свои балахоны черноглазые восточные красавицы садятся за руль автомашин. Тунис, бывший некогда под французским владычеством, по сравнению с другими арабскими странами считается самой европеизированной страной. Как и везде, полно там российских туристов. Заходя в ресторанчик пообедать, после приветственных улыбок слышали от официантов: «Бухаем-отдыхаем?»
Даже трудно было представить, что в такой, как казалось, спокойной стране может что-то произойти. Впрочем, и тогда с наступлением сумерек по пляжу прохаживался вооруженный охранник, а территория американской военной базы, мимо которой проезжали, была обнесена колючей проволокой с часовыми на крыше.
Возвращаясь к недавним событиям в Тунисе, задаюсь вопросом: почему иностранные туроператоры тут же начали вывозить своих туристов, а наши принялись успокаивать? Даже если отели надежно охраняются, срочная эвакуация из страны— это не только забота о безопасности соотечественников, но и посыл принимающей стороне: пока не наведете порядок, мы прекращаем с вами сотрудничество. Не секрет, что русских воспринимают как самых невзыскательных туристов. Мол, им бы только «все включено да дармовой выпивки побольше в барах». Они и с вулкана не слезут, пока срок тура не закончится. Сколько писали о том, как после страшного цунами в Таиланде только одни россияне не спешили покидать страну. Не потому ли, что туроператоры, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства, отказывались компенсировать потери клиентам.
Сегодня, если верить прессе, есть среди отдыхающих добровольно оставшиеся в Тунисе, с которым уже прервано воздушное сообщение. Наверное, это те, кто до сих пор не поверил, что туроператор обещает выплатить компенсацию или предоставить другой тур-продукт. Такой готовности поступиться своими прибылями от них никто не ожидал.
Горчинку в отдых под щедрым зимним солнцем организаторы туров мне лично омрачали дважды. Речь о пресловутом Египте. Неприятен навязчивый подход к организации новогодних вечеров. В обязательном порядке в нагрузку к и без того взлетевшим в цене турам оплати новогодний стол в отеле долларов за сто на человека. Такой вариант нам попался в прошлом году в Хургаде. В этом году встречали католическое Рождество в Табе, небольшом поселении на Синайском полуострове на самой границе с Израилем. В пятизвездочном отеле, ориентированном на западноевропейскую публику, дополнительных поборов не было. Но во всем другом Египет остается Египтом.
От лихих водителей и аварий никто не застрахован. По дороге в отель на горной дороге безо всякой нужды автобусы то и дело обгоняют друг друга. Между тем гид не устает повторять: «Покупаете экскурсии на стороне — никто за вас не отвечает». Едем в Израиль от фирмы, соседка по автобусу просит не гнать машину. Накануне она вместе c семьей попала в аварию по дороге в Каир. Предложили им компенсацию за стресс — еще одну экскурсию. Я думаю, что многочисленные аварии на дорогах в Египте идут от невзыскательности туроператоров к партнерам. Может, пора уже поставить вопрос ребром: или учитесь ездить не как погонщики верблюдов, или мы будем приглашать европейских водителей. Неспешность — известная черта восточного образа жизни. И персонал, занятый в турбизнесе, не исключение.
...Возвращаемся из Израиля. Границу, о которой говорили, что может сулить неожиданные заминки, прошли стремительно. И сидим в автобусе, ждем арабского гида, чтобы сопроводил в отель, до которого можно было бы и пешком дойти. Приехали к полуночи и остались без ужина. В таких случаях в европейских отелях оставляют хотя бы холодные закуски. Народ пороптал у ресепшна и разошелся. На следующий день отельный гид в ответ на жалобы согласился, что будет разбираться. Но не дождались даже извинений.
Еще один сюрприз — изменение времени вылета как из Москвы, так и назад. Предупредили нас об этом по телефону за двое суток. Поменять билеты уже не смогли, вот и пришлось всю ночь сидеть в «Домодедово». А на обратном пути подняться в три ночи, затем 40 минут ждать автобус в аэропорт, там же провести еще около трех часов. На наших глазах группа итальянцев безо всяких ожиданий прошла на посадку. От россиян же, такое впечатление, постарались в отеле поскорее избавиться. В итоге от тура оператор отщипнул два дня.
В самолете «Оренбургских авиалиний» вместо горячего завтрака (правда, извинившись) нам предложили чипсы с холодной котлетой. Мы решили, что все запасы самолетного питания ушли страдальцам в «Домодедово».
«Домодедово» в послед-ние дни декабря — тема особая. Когда находишься за границей и каждые полчаса по телеканалу «Россия 24» вещают о коллапсе в аэропорту, куда тебе нужно лететь через несколько дней с билетом на стыковочный рейс, ни на что хорошее не надеешься. То, что погода и техника подвела, — это одно. Но, если бы те же перевозчики и туроператоры объявили, что пассажиры получат полную компенсацию, разве кто стал бы сутками сидеть в аэропорту и спать на полу? Наши люди боятся одного —потерять деньги, они не защищены от продавцов услуг, хозяев аэропорта, которые на каждом шагу демонстрируют свою жадность. В том же аэропорту порция обыкновенных пельменей стоит 900 рублей, а чашка чая — 65. И люди вынуждены покупать, потому что других цен нет.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Под зимним солнцем
Дата публикации: 29 января 2011

Автор(ы): Ольга Овчинникова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 542
Рубрика статьи: В защиту потребителя

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia