Английский самолёт «Ланкастер» после аварийной посадки около Молотовска.
Английский самолёт «Ланкастер» после аварийной посадки около Молотовска.

Англо-советская «дружба»

Возвращаясь к публикации

4 августа прошлого года в «Северном рабочем» была опубликована статья Галины Чарупы «Англо-советская драка», речь в которой шла о конфликте между британскими моряками и первым секретарём Маймаксанского райкома ВКП(б). Наряду с трактовкой этого инцидента, данной участником союзных конвоев Дэвидом Крейгом, в ней приведено и мнение архангельского историка Дмитрия Иванова, который считает, что «молодые здоровые лбы просто напились и отмутузили человека, сделавшего им замечание». А сделано оно было по той причине, что англичане, несмотря на строжайший запрет, курили на территории военного объекта — Маймаксанского порта.


19-й и 41-й
Соглашаясь с мнением Д. Иванова, дополню его доводы следующими соображениями: поведение секретаря райкома можно объяснить не только тем, что в ту тяжёлую военную пору он нёс ответственность буквально за всё (и, конечно, за пожарную безопасность в сплошь деревянной, включая опилочный грунт, Маймаксе), но и потому, что как участник Гражданской войны наверняка знал, что именно на англичан в 1919 году возлагали вину за огромный пожар, дотла уничтоживший три маймаксанских лесозавода. Ибо о несомненной причастности интервентов к возникновению пожара говорилось в рапортах начальника местной белой милиции (хранящихся в областном архиве), которым из-за трусости белогвардейских властей не был дан ход.
Но объяснить жёсткую реакцию секретаря райкома можно и другим — его, как руководителя района, принимавшего иностранные суда, наверняка частично знакомили с закрытой информацией о деяниях английских союзников, которых дружественными было назвать нельзя. Речь в этих секретных сводках шла о разведывательной, а значит, по сути враждебной деятельности, причём начавшейся сразу с приходом первых конвоев.
Об этом свидетельствует, например, недавно рассекреченное донесение агента 3-го отдела Беломорской военной флотилии, датированное 21 ноября 1941 года Оно озаглавлено: «Что англичанам известно об Архангельске и Молотовске».

Советский контрразведчик сообщал...
«Вечером 13 ноября я имел возможность бегло просмотреть на английском тральщике «Брамбл» секретную книгу под названием «Кольский полуостров и Архангельск». Книга включает в себя следующие основные главы:
1. Государственное управление. Областные и районные административные органы. Население (национальный состав, количество населения по районам и городам).
2. Топография. Подробное описание побережья, бухт.
3. Климат. Особенности зимнего периода.
4. Состояние медпунктов. Перечень госпиталей в городах и портах.
5. Материальные ресурсы.
6. Связь: железные дороги, грунтовые дороги, внутриводные пути. Сигнальная, телефонная и радиосвязь. Береговые посты наблюдения и связи.
7. Описание портов: Полярный, Мурманск, Кандалакша, Архангельск, Молотовск, Иоканга и др.
8. Авиация. Береговая оборона.
9. Планы портов Мурманска, Архангельска, Молотовска.
10. Фотоснимки Мурманска, Архангельска и др. прибрежных местностей.
Дата издания книги — 11 августа 1941 г. Книга включает многочисленные и подробные (сводные) таблицы о данных портов Мурманска, Архангельска, Полярного, Молотовска с перечнем всего портового хозяйства: количество и размеры причалов, стенок, пирсов, глубины вдоль них, крановое хозяйство, судоремонтные и судостроительные средства, количество и названия судов и кораблей, базирующихся там, береговая оборона, подходы к портам (описание створов, маячных огней и других особенностей навигации), железнодорожные и автомагистрали и т.д.
Из-за недостатка времени (всего имел 15—20 минут) я не смог детально просмотреть весь текст книги и в особенности сводные таблицы, но обратил внимание на графы таблиц, касающихся Архангельска и Молотовска, которые имели примечания примерно следующего содержания, что «офицерам, прибывающим в Россию, следует уточнить и дополнить указанные в графе данные». Графы эти следующие:
Данные о береговой и противоздушной обороне
Береговая оборона
1. Мудьюгский остров: батарея «А» и батарея «В».
2. Северо-западная часть
о. Ягры (вблизи Молотовска): батарея, предположительно 4—6 орудия.
3. Батарея в Молотовске, в 2,5 мили от Никольского монастыря. Данные требуют проверки.

Зенитная оборона
Известно, что установлены следующие зенитные батареи, но количество и калибр неизвестны:
1. Мудьюгский остров — 1 бат.
2. Лесопильный завод Новодвинской крепости — 1 бат.
3. Никольский остров (Соломбала) — 2 бат.
4. Ягодник (аэродром) — 1 бат.
5. Кегостров — 2 бат.
6. Аэродром завода № 402 — 1 бат.
7. Сев.-зап. часть о. Ягры — 1 бат.
8. Юго-зап. часть о. Ягры — 1 бат.

Аэродромы
1. Кегостров — для истребителей, координаты: 64 град. 32 мин. 30 сек. широты, 40 град. 28 мин. долготы; площадь 875 на 535 метров, ныне расширена до 1300 на 875.
2. Ягодник — для бомбардировщиков дальнего действия, истребителей и пассажирских самолетов. Имеется также и морской аэродром.

Преимущественно графы по г. Молотовску были пустыми. В некоторых было сказано: на месте старого Никольского монастыря, в 18 км к западу от Архангельска с 1936 года строится военный порт. Связан через ст. Исакогорка жел. дорогой с Архангельском и затем главной магистралью, также имеется и автодорога. Между г. Молотовском и островом Ягры, где расположен рабочий поселок, построен крупный мост. На острове Ягры имеется большой док. В г. Молотовске строится судостроительный завод № 402, эллинг и ряд верфей для строительства барж и легких судов. Имелись сведения, что завод будет строить и крупные военные корабли, но желательно получить информацию, которая бы подтвердила это. На полях по-следней графы написано чернилами примечание: «Строятся два эсминца».
В конце книги на плане г. Молотовска указан план завода
№ 402, расположение строящихся пристаней и глубина ведущего к Молотовску канала.
Фотоснимков по г. Молотовску не было. Большинство примечаний со ссылкой, что «Сведений нет», касаются вопросов: запасов топлива (нефти, угля), портов, мест постановки, створных огней, стоянки военных кораблей.
Наиболее полные данные по всем графам были о Мурманске. На обложке книги напечатано общее указание офицерам, прибывающим на кораблях в Россию, тщательно знакомиться с содержанием ее и по возможности пополнить ее новыми полными данными...»

Далее в донесении (имя автора которого по сей день не разглашается) говорилось, что в Маймаксе, точнее на Экономии, английские офицеры фотографируют проходящие мимо советские военные суда и постоянно общаются с работающими на разгрузке судов заключёнными — антисоветски настроенными эстонцами. Причём антисоветский, антирусский настрой настолько велик, что при контактах даже с владеющими русским языком британцами они, ссылаясь на его непонимание, разговаривают исключительно пусть и на крайне плохом, но английском. Констатируя, что помешать этому практически невозможно, контрразведчик подчеркнул: «Считаю, что некоторые за-ключенные могут оказать ценную услугу офицерам-разведчикам (и даже быть завербованными) и что нужно предпринять меры борьбы с этими явлениями. Подобное же явление может получиться, когда суда будут базироваться в г. Молотовске...»

Выявлять шпионов!
Подобных донесений об усиливавшейся разведдеятельности союзников день ото дня становилось всё больше. Поэтому 27 ноября 1941 года заместитель наркома внутренних дел СССР Круглов отправил начальникам управлений НКВД по Архангельской и Мурманской областям, начальникам третьих отделов Северного флота и Беломорской флотилии указание следующего содержания:
«Установлено, что английские разведывательные органы внедряют в число военных и экономических представительств в СССР крупных разведчиков, которые используют для сбора шпионских сведений кадры офицеров и унтер-офицеров английской армии и флота, находящиеся на территории СССР. С этой целью каждому доверенному лицу из числа офицеров и унтер-офицеров дается конкретный круг вопросов, по которым ему надлежит собирать в Советском Союзе шпионскую информацию. Нахождение в Архангельске и Полярном британских военно-морских штабов, в состав которых, несомненно, входят работники разведки, дает возможность англичанам путем использования доверенных офицеров и унтер-офицеров расширить масштабы своей разведывательной деятельности, в особенности на нашем Севере. Это обстоятельство настоятельно требует необходимость дальнейшего улучшения контрразведывательной работы по английской линии.
Между тем отсутствие повсе-дневного контакта в работе между КРО УНКВД по Архангельской и Мурманской областям, третьими отделами Северного флота, Беломорской флотилии и Особым отделом Архангельского военного округа мешает использовать все наши агентурно-оперативные возможности для разработки английских разведчиков, находящихся на нашем Севере. Нужно добиться, чтобы деловой контакт между названными чекистскими органами был не эпизодическим, а систематическим, и основное внимание в работе по англичанам в данное время обратить на следующее:
1. Выявлять из числа англичан, находящихся на нашем Севере, лиц, подозрительных на шпионаж.
2. Повседневно выявлять подозрительные связи англичан среди командного и рядового состава Северного флота и частей Красной Армии.
3. Членам Военных советов Архангельского военного округа, Северного флота и Беломорской флотилии принять меры к обеспечению сохранения военной тайны военнослужащими, связанными по работе с англичанами...»

Миссия разведчика Кука
Дополнить приведённые документы уместно ещё одним, правда напрямую не связанным с Севером, донесением. Но оно примечательно, ибо сообщает, как английское начальство поправило своего агента, наивно полагавшего, что с началом войны отношения между союзниками должны быть искренне дружественными. В донесении говорится:
«Разведчик Кук предпринял ряд шагов против немецкой пропаганды среди украинцев и других сепаратистских групп. Однако после посещения своего посольства данную работу прекратил, так как ему было сказано, что не в интересах Англии препятствовать такой пропаганде и что Англия не заинтересована в будущем в единстве СССР».
Последняя фраза красноречиво свидетельствует, что разведывательная деятельность британских спецслужб (включая создание внутри СССР из его граждан шпионской сети) велась с прицелом на послевоенное противостояние и что союзнические отношения и соответствующая риторика были вынужденными для Англии мерами. В этой связи советской контрразведке, конечно, сознававшей кратковременность англо-советской «дружбы», приходилось работать в крайне сложных условиях: в отличие от борьбы с немецкими шпионами союзнические отношения исключали саму возможность ареста британских агентов. Поэтому приходилось лишь их выявлять и блокировать деятельность. Отсюда кажущиеся ныне кое-кому излишними и неадекватными ограничения и запреты той поры на общение с иностранцами.

С помощью аэрофотосъёмки
Действенность этих мер заставляла британцев искать другие способы сбора информации — например, с помощью аэрофото-съёмки. А о том, что союзной авиации разрешалось летать в советском северном небе, свидетельствует снимок с сайта www.ww2aircraft. net, сопровождённый подписью «Lancaster B.Mk.III, (EE131) of No. 167 Sqd after crash-landing near Molotovsk, N. Russia, 18th September, 1944», что можно перевести примерно так: «Самолёт марки «Ланкастер» после аварийной посадки около Молотовска, Сев. Россия, 18 сентября 1944 года».
Нельзя исключать, что лётчики именно этого самолёта произвели фотосъёмку завода № 402, на основе которой ЦРУ США составило его схематический план. В послевоенном докладе ЦРУ о молотовском заводе (также недавно рассекреченном) план предприятия приведён со ссылкой на аэрофотосъёмку 1944 года.
Возвращаясь к конфликту между английскими моряками и секретарём райкома, вновь скажу, что последний, безусловно, был поставлен в известность о разведывательной деятельности союзников. Нетрудно представить, какие эмоции овладели им при ознакомлении с этой информацией и при осознании того, что в дни, когда СССР, напрягая все силы, в одиночку борется с общим врагом, союзники вместо открытия второго фронта ведут по сути враждебную деятельность, для противодействия которой приходится выделять и без того скудные людские и материальные ресурсы. Нетрудно представить и то, какие чувства он, свидетель смертей маймаксанцев от недоедания, испытывал, когда видел, как англичане с судов бросают эстонцам, по их словам, якобы испорченные буханки хлеба (об этом также сообщалось в донесении). Несомненно, всё это и предопределило его реакцию на вызывающее поведение подвыпивших, не знающих, что такое голод, «молодых лбов». Поэтому выставлять их «страдальцами от коммунистического режима» (как считают в Англии) по крайней мере неуместно.
В заключение не могу не сказать о следующем. Как из донесения агента 3-го (Особого) отдела Беломорской флотилии, так и из документов, подготовленных контрразведчиками местного управления НКВД, видно, что их авторы даже по нынешним меркам были людьми образованными, эрудированными, инициативными и свободно владеющими иностранными языками. То есть их облик разительно отличался от того образа тупого, кровожадного, маниакально подозрительного энкэвэдэшника, чекиста или особиста, который навязчиво изображается в нынешних, финансируемых толстосумами или правительством, фильмах. Причина преднамеренного искажения, полагаю, в том, что посредством таких фильмов как сомнительно (если не сказать, резче) обогатившиеся, так и соучастники, единомышленники и духовные последователи Солженицына, Горбачёва и Ельцина пытаются оправдать их и свою причастность к тому, о чём мечтали английские «друзья» ещё в годы войны, — к разрушению СССР.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Англо-советская «дружба»
Дата публикации: 2 февраля 2011

Автор(ы): Михаил Лощилов   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 18
Рубрика статьи: Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia