РЕЗОНАНС

Союзников надо уважать


У меня есть некоторые замечания в отношении статьи Михаила Лощилова «Англо-советская «дружба» («СР» за 2 февраля). Не хочу концентрировать внимание на характеристике НКВД. Трудно убедить воспринимать его «белым и пушистым», а иностранцев — врагами и шпионами. Отмечу некоторые неточности и сомнительные выводы.


Первый момент. Вероятность того, что самолёт, изображённый на фото, делал аэрофотосъёмку Молотовска, очень мала. Самолёт на снимке — британский бомбардировщик «Авро Ланкастер MK.I или MK.III». На его борту можно разглядеть код 617-й бомбардировочной эскадрильи ВВС Великобритании. На верхней части фюзеляжа не видно пулемётной турели. Всё это говорит о том, что на снимке бомбардировщик, принимавший участие в операции «Параван» с 12 по 27 сентября 1944 года по уничтожению немецкого линкора «Тирпиц». Для того чтобы нести новейшие тяжёлые бомбы «Тэллбой» весом 5448 кг, на самолётах «Ланкастер» переоборудовались бомбоотсеки и снимались турельные установки. Всё это делалось на стандартных бомбардировщиках, а не на фоторазведчиках. Шесть машин из 41 совершили вынужденные посадки с поломками. Лётчики на них были классные, совершавшие десятки рейдов над Германией. Повреждённые самолёты были оставлены нам, два из них смогли восстановить наши умельцы, и в составе советских ВВС они совершали полёты до конца войны. Вообще, 617-я эскадрилья знаменита. О ней очень много написано и сняты фильмы. Там служили смелые люди, но никак не шпионы.
Второе. Вероятность фотосъёмок побережья относится к другому моменту. В сентябре 1943 года для усиления наблюдения за линкором «Тирпиц» по договорённости с советским командованием на аэродром Ваенга-1 перелетели три британских дальних фоторазведчика «Супермарин Спитфайр PR Mk.IV». Супердальний «Спитфайр» со специально сконструированным топливным баком обладал огромной дальностью и осуществлял фотосъёмку на большой площади. Такие самолёты летали на Балтику, в Норвегию и к средиземноморскому побережью Франции. С сентября по ноябрь 1943 года «Спитфайры» совершили с советских авиабаз 50 вылетов над базами немцев в Северной Норвегии. Они, видимо, вели разведку и советской территории. В ноябре 1943 года все самолёты звена были переданы 118-му разведывательному полку ВВС Северного флота. В 1944 году к нам прилетало новое звено подобных разведчиков, и опять самолёты были переданы нам.
1941 год, неудачи на фронте, рост подозрительности ко всему — это как-то можно понять. Но зачем насаждать подозрительность и дальше? Впрочем, вспомним девиз британской 543-й эскадрильи — «Valiant and Vigilant» (храбрость и бдительность). Британия нас всегда подозревала в чём-то. Читайте историю.
В составе группы, обеспечивавшей операцию «Параван», был «Москито» из 540-й фоторазведывательной эскадрильи. Он несколько раз летал в сторону Норвегии и мог делать съёмку местности для подлёта к аэродрому Ягодник. Это, пожалуй, необходимость, а не шпионаж. Ибо в отсутствие точных карт и плохого наведения сажать на вынужденную по десять тяжёлых самолётов очень накладно.
Согласитесь со мной: нужно хотя бы уважать союзников. Тем более что образцы почти всего оборудования, которое получал СССР по ленд-лизу или которое доставалось нам на халяву, были впоследствии скопированы, и началось его производство в СССР.
Ян КОТЕЛЬНИКОВ (ул. Северная, 9)

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Союзников надо уважать
Дата публикации: 12 февраля 2011

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia