СЛОВА ПРОЩАНИЯ

Ушла эпоха…


Этой скорбной новости страна поначалу как бы и не заметила. Между задорным выбором олимпийских талисманов и реверансами российско-испанской дружбы на голубом экране не нашлось места для известия о смерти этого Человека. Не народный артист, не известный теледеятель. Лишь по всему судострою да во флотских интернет-сообществах в пятницу ошеломляюще прозвучало: «Умер Ковалев...»


Он не был «выдающимся государственным деятелем», не был кумиром миллионов. Он был конструктором кораблей, посвятившим всю свою жизнь своей стране и ее флоту. Судьба подарила ему завидное долголетие, и Сергей Никитич прожил свои годы так, что даже его смерть на 92-м году жизни кажется какой-то нелепой и неожиданной. Казалось, Ковалев вечен и нет ему сносу. Впечатление это еще более усиливалось, когда он на исходе своего девятого десятка выходил в море на борту «Дмитрия Донского», выходил не пассажиром, а Конструктором. Он не мог иначе. «Конструктор должен ходить в море со своим кораблем» — это его фраза, ставшая одним из главных жизненных принципов, изменить который не могли ни преклонный возраст, ни опасности, подстерегающие корабль на первых выходах в море.
Так он и прожил добрую половину жизни на борту своих кораблей, а сказать, что их было немало, — значит ничего не сказать. Его последний проект — стратегический ракетоносец 941-го проекта, знаменитая «Акула» — вошел в книгу рекордов Гиннесса. Вне всякого сомнения, достоин своего места среди рекордсменов и сам Сергей Никитич. Восемь проектов субмарин, почти сотня построенных атомоходов — вряд ли кто-то еще в мире проектирования морской техники смог бы похвастать таким результатом. Впрочем, сам Генеральный конструктор относился к своей работе с тонкой иронией: «Даже обезьяна, научившись орудовать палкой, сует ее в муравейник, а не в глаз соседу. Я же, не будучи злым по натуре, всю жизнь стараюсь дотянуться до «соседа» такой палкой, чтобы ему было очень плохо, и за это меня чтят и награждают...». Однако такой ироничный подход не мешал Сергею Никитичу делать свою работу гениально. Корабли, спроектированные под его руководством, еще не один год будут составлять основу морских стратегических ядерных сил России.
В Северодвинске — городе корабелов и военных моряков — тяжесть этой утраты ощущается даже сильнее, чем в родном для Ковалева Санкт-Петербурге. Многомиллионному мегаполису, живущему своей жизнью, Сергей Никитич был не так близок, как небольшому Северодвинску, вся жизнь которого связана с флотом. Здесь, на берегу Белого моря, Сергея Никитича, пожалуй, знали лучше и ближе, чем на берегах Невы. Здесь его мысль воплощалась в железе, обретала формы, становилась грозным оружием. Совместная работа с «генеральным конструктором стратегического назначения» стала для многих северо-двинских корабелов и школой, и предметом гордости.
Со смертью Сергея Никитича Ковалева ушла целая эпоха. Академик, дважды Герой Социалистического Труда, четырежды кавалер ордена Ленина, лауреат всех мыслимых для судостроения премий — никакие звания и награды не в состоянии в полной мере отразить вклад гениального конструктора в мощь своего Отечества. Россия понесла невосполнимую утрату. «Один на миллион» говорят, когда хотят подчеркнуть уникальность человека. Ковалев был значительно большим, он был один на всю Россию.
Коллектив корабелов «Звездочки» глубоко скорбит о понесенной всем российским кораблестроением утрате и выражает самые искренние соболезнования близким Сергея Никитича, коллективу ЦКБ МТ «Рубин» и всем знавшим великого генерального конструктора, великого гражданина Отечества — Сергея Никитича Ковалева.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Ушла эпоха…
Дата публикации: 1 марта 2011

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Возраст мудрости, Судостроение

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia