Машинист паровых турбин Михаил Евгеньевич Ершов и обходчик трасс Дмитрий Анатольевич Слонов. Фото В. Бербенца
Машинист паровых турбин Михаил Евгеньевич Ершов и обходчик трасс Дмитрий Анатольевич Слонов. Фото В. Бербенца

От этой станции тепло городу

Ровно 70 лет назад был введён в сеть первый турбоагрегат Северодвинской ТЭЦ-1

Она и сегодня на главных ролях в энергетике региона. Первая северодвинская теплоэлектроцентраль остаётся важнейшим звеном в обеспечении горожан светом и теплом, в снабжении стратегических в масштабах всей страны предприятий электроэнергией. Даже само её здание привлекает внимание: из красного кирпича, с самой высокой в городе 200-метровой трубой. А сегодняшняя круглая дата — хороший повод вспомнить о больших заслугах коллектива.


Уголь не подводит
В повседневной жизни о том, кто даёт свет и тепло в наши дома, мы вспоминаем лишь в случае каких-либо перебоев. Но в последнее время таковых незаметно. Мы привычно поворачиваем выключатель, и в комнате становится светло. Чаще открываем форточки, нежели натягиваем на себя «сто одёжек», чтобы согреться в помещении.
Как известно, уже шесть лет Северодвинская ТЭЦ-1 входит в структуру «Территориальной генерирующей компании № 2», согревающей шесть регионов севера и северо-запада России. В компании это единственная ТЭЦ, работающая на угле. Все остальные станции — газовые или мазутные. Несмотря на свой почтенный возраст станция является, пожалуй, самой эффективной, именно ТЭЦ-1 несёт основную нагрузку по обеспечению Северодвинска теплом.
И у этой станции есть будущее. Сегодня разработана программа реконструкции до 2020 года. Но это в планах, а пока на старейшей станции основным фактором успешной работы является человек, его умения. Успешно эксплуатировать немолодое, в общем-то, оборудование станции, по общему мнению специалистов, помогают высокая квалификация персонала, которую здесь регулярно повышают все от слесаря до директора, и, конечно же, опыт.

История в экспонатах
Сегодня здесь отмечают еще одну замечательную дату. Тридцать лет назад, к сорокалетию СТЭЦ-1, здесь был открыт музей трудовой славы. Единственный такой в отрасли, он создавался и продолжает действовать только на общественных началах. Организатором и душой его был Николай Александрович Катин, работавший в то время начальником котельного цеха. Многочисленные активисты помогали со сбором и оформлением экспонатов, становились, так сказать, общественными экскурсоводами. Много лет музей был под неусыпной опекой тогдашнего председателя профорганизации Леонида Георгиевича Пашинского. Потом эти заботы в большей степени взяли на себя специалисты из группы управления персоналом и социальными вопросами. В последние годы много времени и сил вкладывают в это дело инженеры службы эксплуатации. А в роли, так сказать, главных контролеров святого дела памяти, конечно же, ветераны предприятия.
Много интереснейших сведений об энергетике вообще и из истории этой станции можно почерпнуть, слушая обзоры экскурсоводов и знакомясь с экспонатами. Из самых ценимых — переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны СССР, которое было вручено предприятию в сентябре 1946-го на вечное хранение, после того как двенадцать раз присуждалось коллективу за самоотверженный труд в военные годы.
То лихолетье совпало и с непростым для любого предприятия временем становления только-только построенной станции.
160 человек проводила на фронт ТЭЦ-1. Более двадцати из них погибли. Те, кто остался на предприятии, в основном женщины и подростки, работали по двенадцать часов в сутки. Многие месяцами не выходили со станции. Даже спали у котлов. Все для того, чтоб выдавать такую нужную электроэнергию. Кроме того, в химцехе было освоено производство спичек, гуталина, свечек. Работники регулярно проводили сбор подарков для бойцов Красной Армии...

Сын за отца
После войны до 1970 года, когда был пущен первый энергоблок Архангельской ТЭЦ, наша станция практически одна обеспечивала электроэнергией весь Архангельско-Северодвинский район и теплом — весь город Северодвинск. Резервного оборудования не было. Большая нагрузка на имеющееся накладывала особенную ответственность на работу персонала. О том, что на станции всегда ценились и ценятся добросовестное отношение к обязанностям, рационализаторство и изобретательство, свидетельствуют представленные в музее объемистые тома Книги почёта ТЭЦ-1, государственные награды разных лет работникам станции, Дипломы, Почётные грамоты, благодарственные письма, выписки из приказов.
Приятно было увидеть хранимые в застеклённых рамочках страницы «Северного рабочего» с публикациями о ТЭЦ-1 и жизни её коллектива. А еще здесь есть специальная экспозиция о трудовых династиях предприятия. Отцы, сыновья и невестки. Деды, внуки и правнуки. Двоюродные братья-сестры и родные племянники. Таких семей на станции не один десяток. Пришлось услышать, что если сын приходит в коллектив, где прекрасно знают его отца, относиться к делу спустя рукава ему просто стыдно. По этой ли причине, или сказывается что-то другое, но продолжатели династий работают, как говорят здесь, надёжно.

Есть что вспомнить
Самым первым источником электричества для первостроителей 1936-го были передвижные, потом стационарные локомобильные установки. Проектирование станции началось практически одновременно с началом строительства будущего города в устье Северной Двины, и в 1937-м проект был уже готов. Расчет был на то, что до её пуска электроэнергией будет помогать Архангельская городская электростанция. Всю зиму 1936—1937 годов строилась линия электропередачи напряжением 35 кВ. По этой линии от Цигломенской подстанции напряжение было подано в марте 1937-го. Но электроэнергии гигантским новостройкам катастрофически не хватало. Да и Архангельск сам задыхался от её недостатка. И летом 1939-го на нашу стройку пришел из Ленинграда первый построенный в Советском Союзе электропоезд ЭП-1 с оборудованием в одиннадцати вагонах. Кстати, с вводом в строй ТЭЦ на работу сюда перешел практически весь персонал этого электропоезда, а сам он был возвращён на завод-изготовитель для усовершенствования.
В ходе строительства такого знакового для того времени объекта тоже немало любопытного. Вот, например: свайное основание главного корпуса было решено выполнить из цельных деревянных свай длиной 19,7 м. Но сначала были вскрыты головки свай оснований под фундаментами Николо-Корельского монастыря, построенного, как известно, около трёхсот лет тому назад. То, что они оказались в отличном состоянии, прослужив столетия, стало весомым поводом в пользу традиционного на Севере строительного материала.
Можно только удивляться, сравнивая экспонаты музея из первых лет работы станции с её сегодняшним днем. Как много тогда применялось самого примитивного ручного труда! Но так это и было.

И есть чего ждать
Среди разных сложностей, которые возникают и по возможности преодолеваются, есть у этого предприятия и многолетняя боль. Речь о месте для отходов продуктов сгорания — золоотвале. Каждый раз, когда он приближается к заполнению, под вопросом оказывается сама работа станции. И способ решения проблемы выбирается в зависимости от возможностей финансирования, которого, как правило, всегда недостаточно.
Сегодня на строительство нового золоотвала деньги выделяет собственник предприятия, и они уже заложены в инвестиционную программу ОАО «ТГК-2» на 2011—2012 годы. Уже готов проект, который предусматривает разбивку работ на три пусковых комплекса, начало строительства в этом году и завершение в 2012-м. А ёмкостей вновь построенного золоотвала хватит, по подсчетам, аж на семнадцать лет спокойной работы станции.
Уже только этот факт финансирования говорит о намерениях собственника поддержать станцию. Такой же вывод можно сделать, исходя из разработанной программы реконструкции СТЭЦ-1 до 2020 года. Предусматривает она строительство новых котла и турбины, расширение теплофикационной установки, обновление угольного хозяйства, улучшение химической водоочистки... В общем, её внедрение сделает всё хозяйство станции более отвечающим современным требованиям и даст возможность вырабатывать больше энергии, прежде всего тепла.
Все это, конечно же, добавляет оптимизма коллективу. И юбилей своего предприятия встречает он в хорошей рабочей форме. А то, что по этой программе здесь уже внедряется оборудование по уменьшению вредных выбросов, касается всех горожан.
В общем, можно сказать, что наша семидесятилетняя юбилярша прекрасно сочетает в себе интереснейшую историю и хорошие перспективы на будущее. Нам она ещё посветит и, конечно, будет согревать.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: От этой станции тепло городу
Дата публикации: 25 марта 2011

Автор(ы): Нина Кожанова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 230
Рубрика статьи: Первая полоса

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia