- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Рассекреченные свидетельства

Автор Михаил Лощилов дата: 29 марта 2011 @ 10:04 в Общество | Нет комментариев

Среди множества сделанных в 1941—1945 годах фотоснимков и планов советских портов, приморских городов и военно-морских баз, естественно, нашлись аналогичные документы, свидетельствующие о разведдеятельности на Советском Севере. К числу последних относятся снимки, планы и карты Архангельска, Молотовска, Мурманска и Полярного.
Что же касается Молотовска, то в числе этих документов имеются план причальной линии и акватории порта, составленный скорее всего на основе зарисовок и замеров, сделанных членами экипажей союзных судов, и аэрофотосъемка города. Следует отметить, что план составлен не позднее весны 1942 года. В пользу такого вывода говорит тот факт, что причальная линия Молотовского порта еще не претерпела изменений, вызванных его реконструкцией и переоснащением. В результате их проведения к началу 1943 года она стала включать в себя шесть смежных причалов и еще один удаленный от них — угольный.
Вероятно, как раз в период реконструкции порта была произведена аэрофотосъемка Молотовска, благодаря которой руководство иностранных разведслужб смогло получить достаточно полное представление о самом городе, его окрестностях, водных и железнодорожных путях сообщения и, главное, о заводе и порте.
Интерес представляет и сделанный с самолета кем-то из союзников панорамный (правда, низкого качества) снимок Архангельска. Но не только вследствие того, что на нем запечатлена центральная часть города и виднеющаяся вдали Соломбала.
Примечателен снимок и тем, что на его полях содержатся надписи и стрелки, указывающие, где в годы войны находились советский и британский военно-морские штабы, где располагался английский шифровальный центр (Cyphering Centre).
Еще одним доказательством, подтверждающим, что приведенные документы относятся к периоду войны, является следующий факт: как на схематическом плане, так и на аэрофотоснимке Молотовска виден судоходный канал, созданный для проводки судов в порт и к заводу. Вследствие появления канала оказалась отрезанной от острова Ягры его оконечность. А о том, что к концу войны этой части суши уже не стало, свидетельствует хранящееся в областном архиве письмо начальника Молотовского порта М. Причерта.
Сообщая в министерство о проблемах им руководимого предприятия, Михаил Фроимович
4 июня 1946 года, в частности, писал: «Внутренняя акватория порта создана путем углубления Никольского рукава Северной Двины. Для выхода в море прорыт канал через остров Ягры, который разделил указанный остров на две части: западную, которая теперь называется Белая Отмель, и восточную (остальная большая часть острова Ягры). Указанный остров прикрывал акваторию порта от волн с моря с западной, северной и восточной стороны. В настоящий момент Белую Отмель совершенно размыло, и акватория порта со стороны западных и северо-западных ветров совершенно открыта, вследствие чего морские волны доходят до причалов и суда типа «Либерти», стоящие на 1-м и 2-м причалах, ощущали значительную качку при ветрах в 5—7 баллов и угрожали портальным кранам, стоящим на этих причалах. Штормом 12.10.45 г. на угольном причале разрушило причальные тумбы...»
Из текста письма следует, что к 1945 году отрезанная от острова часть суши осталась лишь на планах, картах и снимках. Что и подтверждает вывод: аэрофотосъемка Молотовска производилась в годы войны, причем скорее в начальный ее период, так как на снимке Белая Отмель выглядит минимально размытой.
В заключение следует сказать, что кроме упомянутых здесь снимков Молотовска и Архангельска союзниками (опять же, с самолета и, несомненно, в разведывательных целях) был сфотографирован порт Экономия. Этот панорамный снимок наряду с вышеупомянутыми можно найти в фотоальбоме сайта http://loshchilov.ucoz.ru/.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2011/03/29/rassekrechennye-svidetelstva.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.