- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Рождается хрустальное диво. Фото Ж. Сабирова
Рождается хрустальное диво. Фото Ж. Сабирова

Блеск и нищета хрустального дива

О нелёгкой судьбе уникального производства

Автор Администратор дата: 13 апреля 2011 @ 17:43 в ситуация | Нет комментариев

Лиха беда начало
В 1980 году директор Севмашпредприятия Григорий Лазаревич Просянкин принимает решение о создании в структуре верфи хрустального производства. Наладить непривычное для машиностроительной отрасли дело поручается молодому стекловару Юрию Блохину. Недавний инженер-технолог завода из города Гусь-Хрустального Владимирской области взял на себя эту, казалось бы, неподъемную ношу. За плечами Московский инженерно-строительный институт, есть огромное желание на практике познать химическую технологию стекла и металлов.
Готовых «на все сто» специалистов не дает ни один университет. Тем более что развивать стекловарение на Севмаше, в условиях кораблестроительного производства, Блохину пришлось практически с нуля. В крайне сжатые сроки он заложил основы совершенно нового дела, запустив базовую стекловаренную печь. Случилось это 16 декабря 1982 года. К часу ночи ее температура достигала 1300 градусов. Бессонные часы неумолимо вели к первой плавке.
Новый производственный участок предприятия, вскоре выросший в цех под номером 32, еще не владел достаточным опытом. Не хватало ни асов-стекловаров, ни достоверных технологий. Доморощенные кудесники полагались лишь на своё чутьё. Составляя шихту и «на глазок» подбирая рецептуру, интуитивно варили хрусталь.
Запомнился рассказ бывалого выдувальщика. Пыль застилала глаза: скребками вручную перемешивали на полу шихту, на сите просеивали шамот, ногами в колодах мяли глину для огнеупорного припаса, из которого внатир изготовляли стекловаренные горшки.
Прошли считанные месяцы, и хрустальная продукция пошла на прилавки городских магазинов, прежде всего главного универмага. «Стекло послушно лишь тому, — неустанно повторял Юрий Блохин, — кто его любит». Число радеющих за дело специалистов растет день ото дня. Настоящие мастера теперь уже появляются в стенах своего производства.
Без малого двадцать лет отдала любимому делу гравер «хрустального» цеха Галина Щипакина. Придя на завод учеником шлифовщика стеклоизделий, а было это в феврале 1983 года, со временем она становится гравером стекла, опытным специалистом по обработке хрустальных изделий. «Когда выполняешь ответственный заказ, — делилась своей радостью Щипакина, — испытываешь возвышенные чувства. В такие минуты вполне понимаешь артистов, только что отыгравших спектакль и получивших свою порцию аплодисментов».

Хрусталь Севмаша — бренд Северодвинска
Одержимость начальника тридцать второго цеха, казалось, не знала предела. Зарождающееся производство он выводит на уровень, опережающий технологии знаменитого Гусевского хрустального завода. Собственными силами собрали в цехе установку, с помощью которой стали осваивать сложнейшие операции по электрохимической полировке стекла. Достоянием наших специалистов стала и глубокая гравировка стекла. Благодаря использованию современных технологий хрусталь Севмаша получил известность в США, Китае, Иране. А стекольщики Чехии предпочитают вести профессиональный раз- говор только с Блохиным.
«В начале 90-х, а может, чуть раньше мы были в лидерах среди стекловаренных заводов страны, — как бы между прочим рассказывал начальник особого производства. — Одними из первых в России освоили новую технологию использования при варке стекла химических реагентов. Наш хрусталь привлек внимание ученых с мировым именем».
Кажется, сама судьба предложила Юрию Анатольевичу эту миссию на Севмаше. Родина стекольной промышленности России — город Гусь-Хрустальный — и его, Блохина, родина. Потому-то и не остывает в нем азарт профессионального мастерового. Не каждый может так увлеченно рассказывать о том, как цеховые специалисты запустили на поток химполировку, освоили глубокую гравировку. «В любом талантливо исполненном произведении из хрусталя, — восторгается Блохин, — есть дань и современной моде, и традиционной форме. Новые методы обработки оставляют после себя народные умельцы. Гравировальщик Владимир Митрофанов из этого почетного легиона. И хотя мастер сменил северодвинскую прописку, его школа осталась в наследство современным кудесникам стекла.
Каждодневный поиск новых художественных форм на стекле высшей пробы рождает своих героев. Единомышленники Юрия Блохина к известности и славе не стремятся, хотя и понимают, что некоторые объемные формы рисунка на стекле доступны только им. Каждый из них убежден: у любой хрустальной вещицы должна быть индивидуальность. Не приходит же в голову живописцу мысль применить штамп для изображения лица, фигуры человека, очертаний храма. Руководитель хрустального производства и его сторонники против упрощенчества в художественном стеклоделии, которое появилось с введением пресса в ручном производстве. Другое дело — изделия повседневного обихода. Те же розетки, например, или салатницы могут быть и штампованными.
Словом, в цехе № 32, как и на знаменитом Дятьков-ском хрустальном заводе, сложились как бы два различных производства. Старое, гутное (так называли в старину в Западной Европе и на Украине небольшие стекольные производства), где всё держится на мастерстве рабочего, и механизированное, прессовое.
Гутное стекло выдувается, формируется и декорируется с помощью стеклодувной трубки, ножниц для резки горячего стекла, пинцетов, катальников. Традиционная обработка — алмазная грань. Наносится вручную с помощью вращающихся кругов из синтетического алмаза. Затем полируется химическим способом — подогретыми кислотами. Дополняет украшательства искусная гравировка. Всей этой технологией цех овладел на мировом уровне хрустального производства.
Вовсе не случайно поэтому стеклянные изделия с маркой Севмаша отсвечивают алмазной гранью во многих учреждениях культуры городов России, на всероссийских и областных выставках, в коллекциях авторитетных персон. Хрустальные образцы «Льдинка», «Кристалл», «Узор» не раз становились дипломантами программы «100 лучших товаров России». Даже в самые непростые для «фирмы Блохина» времена хрусталь с маркой Севмаша достойно представлял город корабелов, являясь его узнаваемым брендом.

Если б на цветы не морозы...
...и зимой бы они расцветали. Если б организационная структура хрустального производства на Севмаше не давала сбоев, рынок сбыта только бы расширял свои границы. Если б хрустальная грань отливала только солнечным светом, завтрашний день мастеров стекла не оставался бы в тени на длительное время.
Существует легенда, рассказывающая о мастере XIX века из Гусь-Хрустального Федоре Герасимове. Он долго украшал одну вазу сеточками, звездочками, медальонами, насечками. Когда закончил, в полировальню явился заводчик. «Молодец, Федор! Золотые руки! Получай три рубля!» — отсчитал три монеты и удалился. Удивительную вазу работы Герасимова, выставленную в главном здании Нижегородской ярмарки, нечаянно разбила какая-то капризная дамочка. «Сколько стоила эта посудина?» — стала куражиться она. —«Пятьсот золотом-с», — заикаясь, ответил приказчик. — «Возьмите!» — и она кинула туго набитый кошелек... Узнав о судьбе своего детища, Герасимов не мог прийти в себя. «Федор, сделай вторую такую же вазу!» — распорядился хозяин. — «Не могу», — ответил мастер. Он был уволен за непослушание и вскоре умер в нищете...
За три десятилетия специфичного производства служители хрустальной музы слышали, вероятно, немало подобных легенд. Однако они привыкли доверять реальному состоянию дел в цехе. Все чаще в последние годы в этих делах появились тревожные моменты. «Теряем «хрустальную» гордость», — сигнализировала заводская газета о появившихся проблемах. Спустя некоторое время администрацией Севмаша принимаются меры по совершенствованию организационной структуры предприятия, где фиксируются и рекомендации для цеха № 32. Перед хрустальщиками в очередной раз ставится задача — наладить более экономичный выпуск продукции. Руководитель коллектива Юрий Блохин пытается выйти из круга этих проблем. С одной стороны экономист Блохин двумя руками голосует за менее за-тратное производство изящной продукции. Однако художник Блохин никак не допустит упрощенчества в стеклоделии. Иначе красивой игры света на хрустальных бокалах может и не быть. Впрочем, как и понимания того, как из штучного товара получить массовое диво.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2011/04/13/blesk-i-nishheta-xrustalnogo-diva.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.