Мы никогда не сдаёмся!


Недавно Анна Филипповна Емельянова (Власова) отметила юбилей. Ей исполнилось 90 лет. Юбилярша — участница Великой Отечественной войны, ветеран Карельского фронта.


С мезенских берегов
Громких подвигов Анна Филипповна не совершила. Сама скромная жизнь её стала подвигом: в годы Великой Отечественной войны от немецких захватчиков защищала Родину, была счастлива в семейной жизни — 54 года прожила с любимым мужем в большой дружной семье, уважаемая свёкром и свекровью и сёстрами мужа. Воспитала заботливых сына и дочь. И теперь её радуют внимательные внуки. Уважаема была Анна Филипповна и на работе, 36 лет трудилась в цехе 8 Севмашпредприятия.
С трудом верится в то, что этой женщине пришлось так много пережить. Анна Филипповна прекрасно выглядит для своих лет, сдержанна, интеллигентна. Среднего роста, с красивыми длинными волосами, спадающими по спине и схваченными на затылке лентой, одета строго. От неё исходит спокойствие, хорошая осанка выдаёт уверенность в себе, сильный характер.
Сейчас многих людей интересует геронтология — наука о долголетии, рецепты омоложения, но у Анны Филипповны свои «постулаты здоровья»: она всегда жила истинными ценностями — чувством долга, любовью, состраданием. Потому старость долго обходила её стороной.
Анна Филипповна открывает альбом и рассказывает о жизни, о своей малой родине — деревне Совполье Мезенского района. Люди в тех краях издревле глубоко почитали святого преподобного Трифона Вятского, родившегося в с. Малая Немнюжка Пинежского уезда, радовались, что их земля дала такого подвижника веры. И потому родители Анны были людьми верующими и детей своих — сына и четырёх дочерей воспитывали по Божьим заповедям.
В семье Анна была младшей. Окончила семь классов и, чтобы помогать родителям, наравне со взрослыми работала в колхозе: окучивала картошку, косила траву, жала серпом хлеб. Но ей предстояла работа потяжелее — на лесозаготовках. Родители, боясь за здоровье дочери, отправили Аннушку в город.
Начало Великой Отечественной войны застало Анну в Новодвинске, куда она переехала из Архангельска. Казалось, впереди только счастье, работа, учёба, встреча с хорошим парнем, создание семьи. Но война перечеркнула все планы и мечты. И весной 1942 года Аню, как и многих девушек на бумажном комбинате, призвали в действующую Красную Армию.

От войны до Победы
Анна Филипповна вспоминает:
— После смены меня попросили ночь подежурить в отделе кадров: рассыльная разносила по цехам повестки в военкомат. Шёл призыв в армию, людей отправляли на фронт. Когда рассыльная вернулась, в руках у неё оставалась единственная повестка, и она доложила начальнику:
— Не нашла адресата.
Начальник, взглянув на повестку, сказал:
— Анна Емельянова здесь. Она дежурит.
И вручил мне повестку.
Нас, новобранцев, на барже переправили по Двине в Карелию. А из Кеми — железнодорожным эшелоном под частыми бомбёжками немецких самолётов повезли на станцию Лоухи. Состав шёл медленно, то и дело резко тормозил. Осколки от взрывов бомб гнули рельсы и вырывали шпалы. Во время авианалётов мы бежали из вагонов и прятались в лесу, тут же у состава лежали, прижавшись к земле, по два или три человека. Так нас учил инструктор: если убьют, то трёх человек найти в траве легче, чем одного. Страха не было — не было времени бояться.
Едва наш состав затормозил на станции Лоухи, мы все побежали к водокачке — очень хотелось пить. Потом нас построили и распределили по подразделениям и батареям. Так я начала свою службу прибористом на 6-й батарее 746-го зенитно-артиллерийского полка.
Прямо на месте изучали мы стрелковое оружие, зенитные пушки, боеприпасы, организацию работы зенитных батарей. Были у нас строевая и физическая подготовка, стрельбы из личного оружия, несение караула. Свою специализацию прибориста я освоила быстро. Подавала наводчику данные по высоте и дальности полёта вражеского самолёта.
Во время налётов вражеской авиации звучал сигнал воздушной тревоги, и зенитный расчёт занимал свои места. Мощным заградительным огнём встречали мы вражеские самолёты, вынуждая поворачивать в сторону Белого моря, где их настигали наши истребители. Помню, как одна из боевых подруг, когда было очень страшно, плакала. Но я никогда не плакала. Не курила и не ругалась матом.
Но война войной, а наш старшина заботился о нас, девушках. Старался организовать нам помывку в бане один раз в десять дней.
Однажды довелось мыться в баньке «по-чёрному», а вместо мочалок как веником хлестали себя прутьями чилижной метлы на жарком полке.
Приходил к нам на батарею и парикмахер, чтобы причёски наши соответствовали уставу. Попросила как-то и я подровнять мои длинные густые волосы. Мастер не был профессионалом и, начав стрижку, дошёл чуть ли не до «нулевого» фасона, даже шапка стала велика. На построении командир заметил это и впредь строго запретил мне стричься, жалея мои красивые волосы.
Помню, 8 мая 1945 года после полуночи командир батареи объявил нам радостную весть о Победе! Целовали мы его. Целовали и обнимали друг друга, плакали от радости. Но до демобилизации было ещё далеко. Наш полк ждал новобранцев. Летом 1945 года нас, девушек, посылали полоть капусту, свёклу, морковь на колхозных полях. А когда прибыл новый состав, нас демобилизовали. Вернувшись в Архангельск, я завербовалась в Молотовск на завод № 402 — СМП, где проработала тридцать шесть лет.

Подруга дней суровых
На фронте у меня случилась встреча с человеком, дружбу с которым я поддерживаю до сегодняшних дней. Судьба свела меня с землячкой Верой Тюриковой (Хламовой).
Связь в полку поддерживалась по радиостанциям. Иногда техника ломалась. И вот однажды пришла к нам девушка-радистка — высокая, с копной кудрявых волос, чтобы выполнить ремонт. Так мы и познакомились с Верой. После войны мы встретились с ней в Северодвинске только спустя 30 лет.
В 1975 году дома мы всей семьёй отмечали День Победы. В дверь позвонили, и муж мой покойный, Анатолий Петрович (он во время войны был моряком Северного флота), открыл дверь. На пороге стояли десять человек с боевыми наградами. Я сразу узнала среди них мою подругу Веру. Она организовала нашу встречу. Слёзы радости, воспоминания, фронтовые сто грамм — всё это у нас было тем счастливым вечером.
А ещё мы спели фронтовую песню нашего однополчанина Ивана Кондрашова:
Дожди и метель, ветер и пургу —
Всё видали мы с тобой, солдат.
Пусть дожди идут много дней подряд.
Никогда не сдавайся, брат-солдат!
И мы никогда не сдаёмся!

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Мы никогда не сдаёмся!
Дата публикации: 4 мая 2011

Автор(ы): Валентина Кошкина   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 4
Рубрика статьи: Возраст мудрости

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia