- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Фото автора
Фото автора

В учителях — Кирьян и Максимовская

Автор Екатерина Курзенева дата: 25 мая 2011 @ 11:59 в Новое на сайте, Общество | Нет комментариев

Полетели в «Космос»
Успешный проект ШМЖ, который стартовал в Год молодёжи, решили продолжить. И вот уже третий поток молодых журналистов златоглавая принимала у себя в гостинице «Космос».
География группы, в которую попала я, уже обещала немало интересного — от Калининграда до Хабаровска и от Северодвинска до Волгограда. Были также коллеги из Украины и Казахстана — около ста пытливых журналистов приехали в столицу услышать профессионалов. Ребята ловили каждое слово экспертов, а потом заваливали их смелыми и «вкусными» вопросами.

Разыскиваются... идеалы
Разговор строился вокруг ключевых проблем современной действительности и вызовов для журналистики. Первым на нас обрушили тяжеловеса — кинокритика и социолога СМИ Даниила Дондурея, который рассуждал о культуре в широком смысле этого слова.
На каком фоне возделывают свою целину современные масс-медиа? Налицо кризис картины мира современного россиянина. По статистике, мы одни из лидеров в Европе по росту нервных заболеваний, почти каждый второй брак распадается, четверо из десяти детей рождены в 2010 году вне официальных отношений, большая часть молодых людей сегодня не ждёт ни от кого помощи и не верит в себя. Добавьте сюда второе место по количеству самоубийств (их у нас в четыре раза больше, чем в США), а также первое в мире — по суицидам среди подростков 10—17 лет...
— Детям не хватает идеалов, они не знают, как жить, на что опираться, — комментировал Даниил Борисович.
Примета времени — кризис права на интерпретацию происходящего. Это связано с упрощением языка, ухудшением качества образования. Не последнюю роль играет коммерциализация телевидения, которое зарабатывает не на уникальности, а на массовости.

История с «Ладой-Калиной»

За этим лавированием телевидения между рейтингом и нравственностью вот уже 20 лет наблюдает телекритик Ирина Петровская.
По её колонкам в «Известиях» нас обучали ещё на отделении журналистики Поморского университета. Сейчас она перешла в «Новую газету», ведёт эфиры на радио «Эхо Москвы», но себе не изменила: всё так же пристрастно смотрит телевизор.
Свобода в отсутствии морали, превалирование развлекательных передач, которые не дают анализировать действительность, и политкорректность, как кривое зеркало интерпретирующая действительность, — всё это поставило телевидение перед вызовом интернета. Он всё активнее переманивает к себе людей. Одна из иллюстраций — взрыв в аэропорту Домодедово, о котором телевидение поначалу молчало, в то время как в интернете активно обсуждали выложенные съёмки с места происшествия. Из той же оперы путешествие премьера Путина из Хабаровска в Читу на своей знаменитой «Ладе-Калине». Экраны потрудились над идеальным образом человека из народа, а пользователи интернета смотрели снятую с мобильника изнанку вояжа. Одну из своих колонок Петровская даже посвятила тому, чего телезрители так и не увидели.
— Разрыв между реальностью и картинкой на телевидении стал уже комическим, а не трагическим. И с этим придётся считаться. Повестку дня нужно приводить в соответствие, — считает Ирина Евгеньевна.

Дать нерв, эмоцию
Зачем вообще тогда, спрашивается, телевидение, если интернет всё равно даст информацию быстрее? Ответ мы получили на экскурсии в студиях канала РЕН ТВ, где увидели кухню приготовления сюжетов.
Журналист, карабкающийся по отвесной стене, прыгающий на тарзанке с 40-метровой высоты, его коллега, получающий в глаз от мастера из бойцовского клуба, — всё это не бравада и не постановка, а реальные кадры работы корреспондентов, на себе испытавших то, о чём делали материал.
— Ценность журналистики — не быстрее оказаться на месте, как это было 20 лет назад, и не взять интервью у Михалкова. Самое важное сейчас — рассказать, показать и написать так, чтобы вас слушали и читали, — вывел правило выживания заместитель гендиректора РЕН ТВ Алексей Абакумов. — Только человек, который был внутри ситуации, может подать это интересно. Это рождает эмоции, даёт нерв. С появлением интернета произошла революция в медийной сфере, однако ни одна революция не отменила театр: мы ходим туда, потому что переживаем катарсис. Это то единственное, что сегодня работает в журналистике.

Теория малых дел
Ещё один рецепт успеха мы получили от ведущей РЕН ТВ Марианны Максимовской. Её появления искушённые молодые журналисты ждали больше всего.
— Вам сейчас успеха добиться сложнее, чем мне в 90-е: профессия общественно-политического журналиста стала неуважаемой. Есть и цензура, и самоцензура, как следствие — недоверие к журналистам, — начала она.
Уйдя в своё время с Первого канала на революционное НТВ, пережила непростые 2000-е, когда было душно от запретов, чванства чиновников и ощущения критики впустую. Сейчас НТВ продвигает стилистику маргинал-ТВ, зрители привыкли к тому, что мысль должна быть прямая и простая. Что с этим делать? Уважения и успеха, уверена Максимовская, можно добиться. Сама для себя она избрала тактику малых дел.
— Сюжеты, которые мы делаем, мы можем делать максимально хорошо. Если ты не теряешь в этой профессии время, нервы, себя, ты будешь на обочине, — считает она.
Нам продемонстрировали блестящее интервью Максимовской с президентом Ингушетии Муратом Зязиковым, взятое в 2009 году, когда в республике происходили массовые протесты, похищения и убийства людей. Ведущая так выстроила интервью и задавала такие вопросы, что президент сам «похоронил» себя. Через две недели после этого интервью его сняли с должности.

Поминки по печатным СМИ?
Если с телевидением мы разобрались, то меня как представителя газеты интересовало будущее печатных СМИ.
Посвящение в эксперты на нашем потоке прошёл главный редактор ежедневной деловой газеты «РБК Daily» Пётр Кирьян — его кандидатуру пожелали видеть в Школе предыдущие выпускники. Он говорил о деловых СМИ, которые сейчас находятся на очень трагическом этапе — перерождаются в специализированную прессу. Кирьян ответил на вопросы, где искать деловую информацию и почему в подобных изданиях не так рады выпускникам журфаков:
— Их нужно обучать с нуля. Журфак очень классно даёт чувство стилистики, выпускает классных репортёров, умеющих чувствовать нюансы, заточенных под детали. В деловой прессе требуется другое. В узких темах нет готовых специалистов — нам проще взять политолога, юриста или экономиста и научить его писать.
Интересные мысли звучали по поводу того, изживёт ли себя печатная пресса.
— Не думаю, что у бумаги нет будущего. Я не вижу у неё динамики взлёта, но не смерть. Тот же глянец гораздо приятнее держать в руках, чем смотреть картинки в интернете.
Похожую мысль позже высказала и заместитель главного редактора журнала «Знамя» Наталья Иванова:
— Люблю я бумагу: к ней можно вернуться, её можно перечитать. Напечатанную газету оцениваешь совсем по-другому.
* * *
Такой объём серьёзной информации, который получили все участники Школы, сразу переварить было непросто. Но всё услышанное вызвало бурю эмоций, за что большое спасибо организаторам проекта. Главное, что лично меня порадовало на этих семинарах: нам не давали технологий написания успешных статей, а говорили о ценностях. Чего сегодняшней журналистике хватает не всегда. После Школы нас опять разбросало по всей в стране, но расстаёмся ненадолго. Осенью Школа вновь соберёт всех на семинары — на сей раз в северной столице. Напоследок молодые акулы пера пожелали увидеть в рядах экспертов тележурналиста Владимира Познера. Из-за большой занятости он остаётся заветной мечтой не первого выпуска Школы Кабаевой.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2011/05/25/v-uchitelyax-kiryan-i-maksimovskaya.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.